УСЫПАЛЬНИЦА КУРЫШХАН АТА, V-VІІІ ВВ.

Усыпальница расположена в старом кладбище в центре села Абай Сауранского района в 37 километрах к северу от города Туркестан. По словам местных жителей когда-то здесь был мавзолей с куполом. Нынешняя усыпальница построена из глины, без крыши. Длина – 10,7 м, ширина – 5,1 м., высота – 2 м.

Фундамент выполнен из бетона, а стены побелены. Усыпальница огорожена железным забором. Возле усыпальницы Курышхан ата во дворе кладбища местные жители построили мечеть, место для паломников и сарай с крышей. В народе Курышхан ата также известен как «Гурисхан Ата» и «Угызхан Ата». Существуют два разных предположения о времени жизнедеятельности Курышхан ата.

По приданиям Курышхан ата считается отцом Жылаган аты в Каратау.

Согласно легенде, приведенной в статье «Жылаған ата тарихи дерек шындығы» Кайрата Мусабаева, археолога музея-заповедника «Азрет Султан», опубликованной в журнале «Тюркология», в древние времена жила супружеская пара по имени Курышхан и Шаш ана.

Курышхан и Шаш ана молили Бога о даровании им ребенка. Однажды утром Шаш ане приснился сон, где старейшина, сообщает ей, что она родит ребенка, у которого будут некоторые трудности. После этого Шаш ана родила ребенка.

В те времена из-за сильной засухи люди очень часто кочевали. Курышхан ата и Шаша ана поселились на месте современного поселения «Чилик». Раньше этот поселок назывался «Мес».

Здесь рождается недоношенный ребенок под чадрой – Мес, после рождения его чадра лопается, и этот ребенок пройдя через хребет «Уржар», расположенный между нынешним поселком Абай и селом Игилик, убегает по реке Актобе. Родители, лишившиеся ребенка, которого они так долго ждали, следовали за ним, причитая: «остановись сынок». Мальчик преодолев гору и вошел в нынешнюю «пещеру Жылаган ата» и велел родителям не оглядываться назад. Долго проплакав отец ребенка задумался и сказал: «Почему он велел нам не оглядываться назад?» Когда Курышхан ата обернулся назад, то увидел много воды, которая следовала за ними по пятам. Как только он увидел это, вода тут же впиталась в землю. В эти дни когда вода доходит до этого места она исчезает (особенно летом)». По мнению автора, выше сказанное место является местоположением водохранилища в Абае, вытекающего из нынешней реки Актобе. В советский период над могилой Курышхан ата возвышался мавзолей, однако, из-за атеистической пропаганды верхняя часть мавзолея была повреждена и разрушена. В настоящее время усыпальница Курышхан ата числится в списке памятников музея-заповедника «Азрет Султан» как сакральный объект.

Предыдущий

Опубликован каталог «Виды денег, характерные для ХІІІ века»

Следующий

Указом Президента РК Даурен Абаев назначен министром культуры и спорта