ТАЙКАЗАН – ОСОБЫЙ СИМВОЛ

Разнообразные виды и формы декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави (ханака), с давних времен в виде музея повышают репутацию мусульманского края. Внешнее и внутреннее убранство всего здания – это объекты музея, и историческая ценность этих объектов как отдельных художественных и декоративных предметов огромна. Самым заметным, без сомнения, является большой бронзовый Тайказан, расположенный в центре центральной и самой большой котельной архитектурного комплекса.

Прежде чем приступить к описанию места Тайказана в учении тасауфа, возможно, стоит кратко изложить сведения об общем суфийском учении и основателе тюркской суфийской ветви Ходже Ахмете Ясави и его тарикате.

Основная цель тасауфа- борьба с духовными недостатками (похотью), скрытыми внутри личности. Приверженцев учения тасауфов называли суфийцами или дервишами. Суфийское учение считается мистико-аскетическим направлением в Исламе. В Центральной Азии суфизм широко распространился в IX-X веках, постепенно сформировались школы отдельных суфийских течений, за которыми последовали суфийские братства (тарикат). Во главе этих братств стояли наставники. Такие наставники были известны с арабского как «шейх», с персидского языка как «пір»- наставник, а среди тюркоязычных народов наравне с вышеуказанными именами как «ишан», «ата». Наиболее распространенными суфийскими тариками в Центральной Азии были тарики Яасауия, Кубрауия и накшбандия. Тарикат Ясавия был широко распространен в основном среди кочевых турков к северу от берегов Сырдарьи.

Азрет-Султан Ходжа Ахмет Ясави (1093-1166) — известный глава тюркской суфийской ветви, мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник. Ходжа Ахмет Ясави родился в 1093 году в городе Сайрам (Исфиджаб), по другим данным в 1103, 1036, 1041 годах, умер в 1166 году в городе Яссы (Туркестан). Ходжа Ахмет получил начальное образование у своего отца Ибрагима шейха. Дальнейшее образование и воспитание получил от Баха ад-Дина Испиджаби, ученого из знаменитой ханафитской секты. После этого он посетил знаменитого Арыстан баба из Отрара. Ходжа Ахмет Ясави получил от него значительное духовное образование, обучившись мирским и духовным хикметам.

Ходжа Ахмет Ясави- первый талантливый тюркский поэт, написавший свои произведения на огузско-кипчакском диалекте. Среди его самых известных произведений – «Дивани-хикмет» (Книга мудрости), «Мират-уль Кулуб» («зеркало души») и «Пахыр-нама». Но самым популярным и в нескольких вариантах является то произведение, которое сохранилось до нашего времени – «Дивани-хикмет». В этой работе, написанной на кыпчакском диалекте древнетюркского языка и являющейся общим наследием тюркоязычных народов, собраны основные положения тариката Ясави.

«Дивани-хикмет» способствовал укреплению ислама среди кочевого населения. Среди тюркоязычных народов «Дивани-хикмет»- называли «Корани турки», поскольку Коран они принимали через Ходжа Ахмеда Ясави, турки стали называть его «Султан уль-аулия», что означает «Султан святых». По мнению ученых-исследователей тюркской суфийской ветви, суфийская школа Ходжи Ахмеда Ясави имеет свои особенности. По тарикату Яссауи предпосылкой признания Хак-Тагала является нравственное и духовное совершенство. Чтобы достичь духовного совершенства, борясь с духовными недостатками человека, человек должен пройти четыре этапа. Это: шариат, тарикат, магрифат и хакикат.

Шариат означает благочестивую жизнь по верованиям Ислама; тарикат — мистический путь, означающий отказ от сурового существования мира; магрифат – период временного единства с Богом через мистическое учение, хакикат – период постоянного контакта с Богом, когда мирские желания подавляются и мистическая фана восстанавливается.

По мнению Ахмета Яасауи, без шариата, Тарика, Магрифа невозможно достичь стадии хакиката (т. е. стадии приближения к Аллаху). Само определение человека требует духовного напряжения и готовности всегда жертвовать своей жизнью. Ясави призывает к зухду (аскетизму), отказу от внешнего мира и спокойствию. Учит людей быть справедливыми, добрыми. Странствующие люди страны и земли проповедовали ценности учения Ясави в Туркестанском крае, Азербайджане, Малой Азии, Анатолии, Поволжье и Хорасане. Великий святой умер в Яссы и был там похоронен. В 1397 году полководец Амир Темир начал строительство большого мавзолея над могилой святого.

Тайказан- главный экспонат мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Тайказан в 1399 году по приказу Амира Темира был отлит в дар мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави. Правитель проявил любовь и преданность этому великому  святому и сделал еще много подарков. Тайказан отлит из сплава семи металлов-золота, серебра, железа, бронзы, олова, меди и свинца. Он был отлит персидским мастером-плотником Абдулазизом ибн Шарафуддином Табризи в 1399 году. Об этом сообщает надпись на казане. Вес тайказана около 2 тонн, диаметр 2,4 м, высота 1,6 м, вместимость 3 тыс. литров. Этот котел считается шедевром искусства выплавки железа. На арабском языке рукописями сульса и куфи написаны 19-й стих суры «покаяние» и хадис: «всякий, кто копает колодец во имя милости Аллаха, Аллах уготовит для него сауну (водохранилище) на небесах». Также надпись «сила присуща Аллаху» повторяется 22 раза. Тайказан имеет 20 ручек, рядом с каждой из которых указаны имена мастеров, 10 раз на персидском языке написано «Мубарак Бад» (благословенный). Тайказан располагался у входа в Мавзолей в специальном помещении под названием Жамагатхана или котельная.

Среди  народных легенд сохранились сведения о предназначении Тайказана. Некоторые из них можно классифицировать как мистические, с утверждения местных шейхов. Одно из них приводит М.Е. Массон: жертвенное мясо ягненка, помещенное в большой котел, если жертвоприношение было принято, чудесным образом наполняло весь котел мясом. Ну, на самом деле котел предназначен для воды, потому что его можно увидеть на надписи на верхней декоративной полосе самого котла. Волшебную воду в Тайказане раздавали верующим после пятничной молитвы, воду подавали особенно при подаче еды и вместе с блюдом «халим», специально приготовленным для бедных и паломников.

Тайказан в городе Туркестан отличается, прежде всего, своим размером. Только котел, который сейчас находится в пятничной мечети в Герате, может соперничать с Тайказаном города Туркестан. Но диаметр котла Герат намного меньше, чем у Туркестанского — 174,5 см, высота около 1 м. Опорное основание было утрачено, но с учетом пропорций можно сказать, что общая высота котла Герат составляла около полутора метров. О том, что котел Герат был отлит чуть раньше Туркестанского – в 1375 году (776 г. н. э.) мастером Хасаном ибн Али Исфахани, свидетельствует надпись на одном из двух богато украшенных полос, расположенных в верхней части котла.

Ясавиевед, философ Досай Кенжетай высказывает следующее мнение о функции Тайказана: «Вода в казане подавалась после зикира, в комнате построенной специально для людей, совершивших паломничество. В казане не готовили еду. Туристам необходимо донести значение казана. К сожалению, в советское время мавзолей и другие объекты рассматривались только как музейные. Связь с культурой и историей была прервана. Теперь необходимо возродить эти знания, восстановить духовное, культурное и историческое значение ряда объектов древности».

Котлы считались одной из общих черт суфийстов. Помимо вышеупомянутого котла Герат, известно, что в ханаке Джалаладдина Руми в городе Конья (Турция) был большой бронзовый котел. Над могилой святого ходжи Бекташ Уали (недалеко от города Кыршехир), еще одного известного суфия в Турции, сохранился бронзовый котел, посвященный 24 волам, поражаем своим размером. Стоит отметить, что его подарил ханаке Амир Тимур. А в распространенных народных легендах о Ходже Бекташе его называют внуком Ходжи Ахмеда Ясави; ученые считают, что суфийская ветвь Бекташи в Малой Азии является духовным преемником тариката Ясавия, основанного Ходжа Ахмедом.

По мнению ученых-исследователей исламской культуры в целом, в суфийском понимании казан- это не просто сосуд. Сам котел является «Текке». Котел стоит перед «Текке». Казан- означает очаг, школа, огонь, тепло. Так же, как еда  будет готова в казане, так и дервиши готовятся к текке. Казан символизирует благодать, символ щедрости духов. Это считается тайным смыслом казана.

Искакова Марина экскурсовод  государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан».

Предыдущий

Объявлены победители творческого конкурса Dala Dauysy

Следующий

НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ СОТРУДНИКОВ