СЕИТ ХАН САМЕКЕ УЛЫ

В 1741–1745 годах сын Самеке хана Сеит хан создал ханство и вместе с Абулмамбет ханом сделал Туркестан своей столицей. Он старший сын Самеке хана, внук Тауке хана. Сеит хан принадлежит к династии Джадиков – казахских ханов. Возможно, он был ханом одной части Среднего жуза. В исторических источниках известен под именами Шасеит хан, Сеит Салтан, Шах Саййид Бахадур хан. В рукописи Абд Рахим Узканди под названием «Рисоля Чингиз хана» написано, что в 1228 году по подсчету даты хиджры, то есть в 1813 году по подсчету даты нашего летоисчиления: «Его назвали Шах Саййидом по причине того, что его мать была дочерью духовного наставника Ташкента. В связи с этим его назвали Саййидом». В те времена было большой честью жениться на дочери Сеит-ходжи. Сеиты, как потомки пророка Мухаммеда, пользовались огромным уважением в средневековую эпоху. По историческим данным, из детей Сеит хана, известно имя только султана Карабас Мухаммеда. В вышеназванной рукописи Абд Рахима Узканди пишется: «… Шигай хана. Его сын – Есим хан. Его сын – Жангир хан. Его сын – Тауекел Мухаммет Бахадур хан. Его сын – Али шах. Его сын – Шах Мухаммад Бахадур хан. Его сын – Шах Саййид Бахадур хан. Его сын – Карабас Мухаммет султан». В 1738–1739 годы Сеит хан несколько раз встречался с представителем российской власти Карлом Миллером в городе Туркестан. Он изьявил намерение принять покровительство русского царя. (Путевые дневники и служебные записки о поездках по южным казахским степям. ХVШ–ХІХ века, 2007: 33–34,46). В 1742 году Сеит Самекеулы единолично правил городом Туркестан и его окрестностями, а в 1743–1745 годах вел правление совместно с Абулмамбет ханом. От отца Самеке хан получил в наследство город Туркестан и прилегающие к нему территории, часть коныратского племени, которое кочевало в Южном Казахстане. Хан был подчинен джунгарскому хану Калдан Церену (Галдан Бошигт), так как получил должность и право управления непосредственно от него. Об этом в 1741–1742 годах пишет купец Шубай Арасланов, побывавший в Туркестане и Ташкенте. (Путевые дневники и служебные записки о поездках по южным казахским степям. ХVШ–ХІХ века, 2007: 100). К середине 40-х годов XVIII века по неизвестным причинам он был лишен государственной власти. В письменных источниках сведения о хане не встречаются.

Предыдущий

ЖОЛБАРЫС ХАН АБДУЛЛА УЛЫ

Следующий

БАРАК ХАН ТУРСЫН УЛЫ