По следам Ясави: в Кызылординской области организована научно-познавательная экспедиция

Сотрудники Государственного историко-культурного музея-заповедника «Әзірет Сұлтан» посетили Кызылординскую область в рамках научно-познавательного проекта «По следам Ясави».

В ходе экспедиции были посещены и ознаколены с историями мавзолеев Хорасан ата (Абдижалил баб), Кылауыз Жакып ата, Окшы ата, Айкоша ишана и мемориальных комплексов Кылышты ата(Саид-Бурханидин), Толегетая.
Согласно сказаниям в хикметах Ходжа Ахмед Ясави совершил поломничество к Корасану Ате.
По словам старейшин-летописцев, Абдижалил Баб (Хорасан Ата) является потомком пророка Мухаммеда.
— «Если верить летописным данным, 6-ой дед Абдижалил бабы (Хорасан Ата), Азрет был двоюродными братом пророка Мухаммеда. А через 6 поколений, родного брата Абдижалила бабы Ыскак баба, на 7-ом поколении родился Ходжа Ахмет Ясави.
В ІХ веке в направлении Ирана и Турана в современную Среднюю Азию и Казахстан была направлена группа во главе с Абдрахимом бабом, Ыскак бабом и Абдижалил бабом с целью распространения ислама. В это время отец Ыскак бабы и Абдижалил бабы Абдрахман баб был королем Дамаска, после смерти которого на престол вступил его старший сын Ыскак баб. А младший брат Абдрахмана Абдрахим баб стал королем Багдата (ныне Ирака), Абдижалил баб правителем Иемена»,- сказал старейшина села Мухтар Сейткасымулы.
Корасан ата-один из первых исламских миссионеров, прибывших в низовья Сырдарьи. Абдижалил баб привел народ в ислам, построил мечети-медресе, обучил арабской грамоте и способствовал росту культуры. Так же, и в своем крае Корасан совершил благородный поступок. Таким образом, его назвали Хорасан ата. Он был знаменитым полководцем и храбрым героем.
— «По историческим данным, 7-й потомок брата Хорасана Аты (Абдижалил баб) Ыскак бабы Ходжа Ахмет Ясави в 63 года, в год до спускания в Кылует в намазах Оразы и Курбан-айта молился и читал Коран у надгробия предка, читал намаз повернув лицо к Каабатиллы в Мекке. Также, свидетельствуют слова Ходжи Ахмеда Ясави:
«Уа-а, Баба Хорасан, пришел арасан,
Для поломничества, если спросишь зачем.
Благослови мое намерение,
Будь добр, Баба Хорасан!»
Слово «арасан» здесь в значении «целитель». Хорасан Ата был ученым, пропагандистом исламской религии и культуры, батыром и отважным военачальником, целителем, воспитавшим народ в нравственности, честности и образованности»,- рассказала методист Жанакорганского районного историко-краеведческого музея Куралай Макулбеккызы.
В мавзолее Хорасан ата также был представлен знамя Хорасана Аты, оставленный Хорасан атой. Рукоятка Знамени отливалась из бронзы, острие-из меди. На верхней стороне знамени можно прочитать арабскую надпись «Аллаху Ахад», а ниже — «Али». Высота мавзолея Хорасан ата – 14 метров, длина – 16 метров, ширина – 8 метров, двухкупольный. С 2006 года Мавзолей сохранил прежний архитектурный облик.
Экспедиционная поездка продолжилась в мавзолее современника Ходжи Ахмеда Ясави, последователя ислама великого мыслителя Кылауыз (Жакып) аты. Мавзолей Жакыпа ата, живший в ХІІ веке, находится в 10-11 км от населенного пункта Кыркенсе Жанакорганского района. Согласно сказаниям, именно Кылауыз ата, который создал канал из Дарьи и позволил жителям заниматься земледелием. Баба был целителем, он читал людей, которых укусила змея и скорпион, лечил тех, у кого болели зубы. Кылауыз (Жакып ата) — сын Абу Лайса. Абу Лаис жил в IX-X веках, был ученым и мыслителем, одним из пропагандистов Ислама, жил в Самарканде. Есть много легенд и историй о святых чудесах и о связи между Қылауыз аты и Ходжи Ахмеда Ясави.
Экспедиционная группа посетила мавзолей Айкожа Ишана, который имел свое место в системе исламского образования в казахской степи. В мавзолее, расположенном в 6 км к югу от станции Бесарык, похоронен священнослужитель, святой Айкожа Ишан. От 11 детей Айкожа Ишана в настоящее время насчитывается более 400 семей. Купольный мавзолей и мечеть “Айкожа” на надгробии бабы были построены под руководством его старшего сына Ибадильлы.
В ходе визита в Кызылорду не остался без внимания и мавзолей Оқшы ата в Шиелийском районе. Одно из древнейших наследий-могила Окшы ата, является реликвией Огуз-кипчакского времени. На могиле Окшы ата находится «Некрополь семи святых». История могильника святых Окшы ата начинается еще в далеком прошлом. Если взглянуть на некоторые научные данные, то можно заметить, что эта святыня была местом, где еще тысячу, полторы тысячи лет назад жили наши предки. Как отметил ученый Ауельбек Коныратбаев, еще в XIV веке до постройки Амир Темиром мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави мавзолей Окшы аты был Пантеоном, в котором похоронены благородные граждане Тюрков-кыпчаков, древнего Турана и Огузов.
— «Такие великие личности, как Окшы ата, Есабыз ата, Асан ата, Гайып ата, Кыш ата, Досбол и Бала би, похоронены в этом некрополе. Доктор филологических наук, порфессор, тюрколог А. Коныратбаев делает вывод, что «Наш предок Окшы жил в ХІ веке, защищал этот край от врага, был великим историческим человеком, который боролся за свое будущее, за заботу народа». Кроме того, ученый приводит данные о том, что Окшы ата умер в 1043 году и похоронен на могиле, ныне носящей его имя. Могила Окшы ата является памятником далекого Огузского времени, священным мавзолеем, возведенным на могиле Батыра. О его имени в народе имеются несколько вариантов. Согласно сказаниям его настоящее имя- Когентуп, а другое имя- Ибрагим. В других источниках говорится, что имя Ибрагим, прозвище-Когентуп, а имя в народа- Окшы. Есть много легенд и историй о поломничестве, совершенных Ходже Ахмеду Ясави»,-рассказывает научный сотрудник Шиелийского районного историко-краеведческого музея Бекболат Темиралиулы.
— «Сырдарьинский край богат историческими местам и святым достопримечательностям. Среди них много людей, связанных с общественным положением Ходжи Ахмеда Ясави. В дальнейшем исследования будут продолжены»,-сказал заместитель директора Государственного историко-культурного музея-заповедника » Әзірет Сұлтан » Мурат Тастанбеков.
Целью научно-познавательного проекта «По следам Ясави» является сбор и популяризация новых фактов о Ходже Ахмеде Ясави и святых личностях похороненных в Туркестане.

Пресс-служба Государственного историко-культурного музея-заповедника «Әзірет Сұлтан»

Предыдущий

В фонд музея был передан котёл с трех вековой историей, доставшийся по наследству от предков

Следующий

ЧЕРНИЛЬНИЦА, ХVІІІ-ХІХ вв.