Мавзолей Алкожа ата, ХІІ-ХV вв.

Расположен в 2,5 км к востоку от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави по улице А. Туткабаева. Памятник, состоящий из усыпальницы, жамагатханы и навеса, построен из жженого кирпича. Эти помещения перекрыты куполом, с четырех сторон установлены оконные проемы. Навес обрезался из четырех граней кирпича. В 1997-1999 годах были проведены реставрационные работы, сохранив свои архитектурные особенности.

В мифах и легендах говорится, что Алкожа ата был зятем Ходжи Ахмеда Ясави, то есть мужем Гауһара, дочери суфия. В одном из таких легенд был один из самых близких друзей Пророка (с.а.с.), надежный партнер, последователь, один из уважаемых людей Ислама — Абу Бакр Сыддык. Один из них – Жакып кожа, второй — Абдималик кожа. По прибытии братьев в Туркестан старший брат направился в нижнее течение Сырдарьи, и поселился в городе Озген. А Абдималик ата остался в Туркестане. Говориться что Абдумалик ата служил в медресе Ходжи Ахмеда Ясави, совершил хадж с Ходжой Ахмедом Ясави. В свое время Абдималик-ата считался одним из авторитетных людей в Туркестанском регионе. Ходжа Ахмед Ясави также высоко ценил его вклад в Ислам. Вскоре он посватался с ним, и отдал свою дочь Гауһар в жены сыну Абдималика Алкоже. Алкожа Ата был одним из любимых учеников Ходжи Ахмеда Ясави. Говорится что он обладал способностью лечить. Если верить в сказанные легенды, в то время с бирюзы который находился на верхней части мавзолея капала вода. А в свою очередь вода капала на вторую бирюзу который находился на нижней части.

Воду который собирался туда люди приходили и пили в согнутом положений. Потому что полагали что вода обладает лечебными свойствами.

В верхней части бирюзы находится чашечно-образный проем. Сложилось мнение, что человек который пьет эту воду из этого проема излечивался от всех болезней. В сегодняшнее время мавзолей Алкожа ата был реконструирован.    А бирюза была выведена на фронтальную часть мавзолея. Но неизвестно судьба бирюзы из верхней части.          Она была потерена в смутные времена, когда мавзолей был разрушен.

Мавзолей Алькожа-ата несколько лет назад находился безлюдным местом, без присмотра. В настоящее время мавзолей вновь открыт для молитвенного чтения, и сейчас также используется в качестве мечети для местных жителей. В 2016 году по инициативе заповедника-музея «Азрет Султан» была была выравнина земля перед мавзолеем и налажена садовая система. Для туристов, посещающих мавзолей, установлены светильники и специальные скамейки. В ближайшее время планируется сделать это место культурным туристическим объектом.

Предыдущий

Подземная мечеть Аулие Кумшык ата, ХІІ в.

Следующий

Мавзолей и колодец Укаша ата, ІХ-Х вв.