АРГЫН АНЕТ БАБА КИШИКУЛЫ

(1626–1723 гг.)

Анет баба Кишикулы (иногда называют Кошик, иногда Кушик) – известный жрец, живший в 1626–1723 годах. В народе Анет баба прозвали «бием из биев». Согласно казахской родословной, в том числе шежире Шакарима Кудайбердиулы «Тобыкты шежиреси» его происхождение можно описать так: «От племени Аргын Среднего жуза – Аксопы, от Аксопы-Тобыкты, от него Рыспек, Даулетик (Толстая палка), от Рыспека – Дауан, Мусабай, Кокше, от Мұсабая – Суйрбас, от Суйрбаса – Сары, от Сары – Кишик. От старшей жены Кишик ата родились Санкимурын, Бейимбет, от младшей жены – Анет, Айтек. От старшей жены Анет баба родился Байболат, от средней жены – Жаубасар, от него – Утегул, Ман, от младшей жены – Есболат, Шака. От старшей жены младшего брата Анета Айтека – Олжай, от младшей жены – Байбори, Калкаман (герой поэмы «Калкаман-Мамыр»). В тяжелейшие годы джунгарского нашествия, которые остались в памяти казахского народа как «Ақтабан шубырынды, Алка кол сулама» («Годы великого бедствия»), часть рода Тобыкты занимала современные территории Актюбинской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Тургайской областей, а другая часть проживала в степях Кызылкума на междуречье Сырдарьи и Амударьи, а также в городах Бухара, Ташкент, Туркестан, Сауран, Шымкент. Следует заметить, что бии и батыры, такие как Ыргызбай, Торгай, Кенгирбай, Бухарбай родом из Тобыкты были широко известны в те времена. В одной из старинных легенд рассказывается: При нашествии джунгаров Анет би и шесть его сыновей попали в руки врага, сыновья его погибли. В живых осталась только беременная невестка. Она родила сына. Мальчику, как единственному потомку Анет баба, дали имя «Бакай». От Бакая происходит род Айтек ата. От старшей жены Айтека родился Олжай, от младшей жены – Байбори, Калкаман. Байбори правил народом и пользовался большим уважением. Его прозвали «Бакен». Нынешние «Бакены» – это потомки Байбори. Калкаман был мужественным джигитом, батыром. Он провинился, влюбившись в свою младшую сестру Мамыр. Анет би приговорил его к смертной казне. По приказу бия, Калкаман проскакал перед джигитом, который прицеливался в него из лука. Калкаман был тяжело ранен, но выжил. Обидевшись на свой род, он ушел в горы Алатау. Калкаман нашел убежище в ауле рода уйсин, в Жетысу, где проживали его родственники по линии матери. Нынешнее село «Калкаман» вблизи города Алматы – это местность, где в настоящее время проживают потомки Калкамана. Анет баба – один из семи знаменитых биев, участвовавших в составлении свода законов «Жети жаргы» («Семь уставов»). Он принадлежит к роду Тобыкты. В юные годы закончил медресе Шариф в Бухаре вместе с уйсун Сарышуаш, в совершенстве знал шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов. Он был известен своей справедливостью и набожностью. Во время конфликта, описанного в поэме Калкаман – Мамыр (приложение «Калкаман –Мамыр») Анет баба дает указание освободить от наказания двух любящих друг друга молодых. Однако, глава рода Мамбетбай Кокенай батыр был против такого решения. Он поставил условия Анет-баба: «Мы сами накажем нашу ослушницу, ты должен убить своего». Анет баба вынужденно принимает решение: Калкаман должен будет пронестись на быстром коне мимо Кокеная. В это время Кокенай выпустил в него стрелу. Калкаман чудом остался жив. У Анет баба были сыновья: Жаубасар, Есболат, Шака. Все его сыновья от старшей жены погибли в сражении с калмыками. Весной 1723 года началось нашествие джунгаров, наступили годы великого бедствия «Актабан шубырынды». В это время Анет баба попадает в плен. Позже, батыры во главе с Кокенаем нашли останки великого Анет бия и похоронили в Туркестане в мавзолее Ходжа Ахмада Ясави. Неизвестно, остались ли потомки его погибших сыновей. Сюда привезли еще младенцами детей сына от старшей жены – Байболата: Балуана и Бакая. У Балуана потомков не было. Дети Бакая выросли и продолжили род. От других жен у Анет баба были сыновья: Жаубасар, Есболат, Шака. Анет баба – выдающийся деятель, известный и почитаемый не только в роду Тобыкты, но и среди всего казахского народа. Его благословение (бата) получили известные бии, такие как Толе, Казыбек, Айтеке, а также Бухар жырау, которого в народе прозвали «священное горло».

Предыдущий

ЖАУДИР АНА

Следующий

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ТУРКЕСТАН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»