
Казахские национальные украшения-жемчужина всей нашей национальной культуры. Культура каждого народа развивается в тесном контакте с его бытом, традициями, национальной идентичностью, этнографической мыслью и природной средой. Среди уникальных произведений, относящихся к благородному наследию казахского ремесла, особое место занимают женские украшения. Элегантная одежда и изысканные декоративные изделия, подчеркивающие красоту, раскрывающие многообразие нежных существ, добавляют им очарования.
Одно из основных произведений казахского ремесла – тана. Его носят на шляпе, воротнике, груди и женской одежде для украшения. В книге писателя-этнографа Жәрдем Кейки «Қазақы атаулар мен байламдар» указано: «Тана – круглое роскошное изделие в форме пуговицы из драгоценного камня или чистого серебра, носимое на тюрбане, шапке, воротнике девушек».
Тана-украшение, похожее на пуговицу, но более крупное, чаще круглой формы, с блестками. Он был в народе с намерением отсглаза. Ювелиры делали Тану из серебра, а иногда и из кости. На поверхности Таны из серебра нанесен орнамент методом лязгания, нанесен камень в центре, применяя приемы лепки, закваски, декорирования, окантовки.
Тана носит разные названия в зависимости от материала и технологии изготовления: «ақық тана», «серебряная Тана», «золотая тана», «костяная Тана», «сіркелі тана», «глаз тана», «танакоз», «танасу». Например:
«Акык тана» — Тана, выполненная из камня ақық;
«Серебряная тана» -это Тана, отчеканенная из серебра, у которой нет источника драгоценного камня, но она украшена орнаментом. Также называется «Белая тана» по цвету;
«Золотая тана» – Тана с золотом;
«Костяная тана» — Тана с костью;
«Сіркелі тана» – Тана с орнаментом;
«Танакоз» – стеклянный глаз — маленькая белая пуговица, которую можно прикрепить к рубашке;
«Танасу» — плоская модная пуговица.
Для красоты на Танах выгружаются лепестки, цветы, геометрические узоры. Когда ребенок впервые выполняет одну и ту же работу самостоятельно, его невестки, сельские женщины, родные носят Тану на его одежде. Это знак поддержки и одобрения первого дела ребенка. Мать мальчика, которого носила Тана, накурывал стол для женщин, которых носила тана, и подарила ему угощение под названием «танатагар». Собравшиеся благословляют мальчика.
Несколько образцов ювелирных украшений, относящихся к XIX–XX векам, хранятся в фондах Национального историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан». Вообще, народные мастера при изготовлении ювелирных изделий проявляли в своих произведениях страсть человека к красоте, нежности.
Айгуль Уркинбаева, научный сотрудник.