Почему брат Ахмета Ясави Садыр шайык поселился вдоль Сырдарьи?

Научно-познавательная экспедиция «По следам Ясави», организованная государственным историко-культурным музеем-заповедником «Азрет Султан», посетила мавзолеи родного брата Ходжи Ахмета Ясави Садыр шайыка и его известных потомков в Кызылординской области.

Если основываться на исторические данные, Ибрахимулы Садыр шайык тоже был религиозен. Но то, что он получал специальное образование, из Сайрама прибыл в Туркестан, затем стал главным имамом города Озгент вдоль Сырдарьи, известно лишь из народных легенд и преданий. Садыр шайык захоронен у озера Койлакы в селе Кожамекнт Жанакорганского района.

-«Сегодня мы посетили могилу Садыр шайыка, прочитали коран, работаем над тем, чтобы глубже познать его историю. Из исторических источников известно, что у Ибрахим шайыка было два сына — Садыр и Ахмет. В последнее время информация о родственниках Ходжи Ахмета Ясави распространяется не так часто. Наша цель — по возможности обновить сведения об общей для всех тюркских народов личности Ходже Ахмете Ясави, исследование, поиск новой информации, пропаганда среди населения этих данных, оставить для потомков полноценные сведения. Существует много преданий по поводу того, почему Садыр шайык переселился в Жанакорганский район. Согласно одним данным, Когда от рук одного человека в молодом возрасте погибает сын Ходжи Ахмета Ясави Ибрахим Султан, он из-за горечи утраты меняет место жительства. По другим данным, чтобы предотвратить месть, междоусобицы Ясави сам лично переселил родного брата Садыра в Жанакорган. Из этого становится ясно, что братья прежде всего заботились о спокойствии народа, о благополучии людей. Уважая Ахмета Ясави, мы не должны забывать и о его родственниках. История его единственного брата остается в забвении»,-говорит директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» Нурболат Ахметжанов.

На данный момент могила Садыр шайыка осталась без присмотра, и даже не взята под охрану государства. Пройти к ней из-за старинных захоронений довольно сложно. Потомками Садыр шайыка могила огорожена белым кирпичом и установлен могильный камень.
-«Садыр шайык – старший сын Ибрахима баба. Его потомки живут в Жанакоргане. Среди них — немало святых, батыров и ораторов. Садыр шайыка также называли «Қылуетті Шайық». Он — родной брат Ходжи Ахмета Ясави. К сожалению, его личность остается без внимания. Над его могилой сооружен четырехсторонний мавзолей из белого кирпича. Озеро рядом сего могилой называется Койлакы. Названо он в честь внука Садыр шайыка Маулана Сафи-ад-дин Орын Койлакы, который был на воспитании у Ахмета Ясави. С другой стороны озера расположена могила Койлакы»,-говорит директор Жанакорганского районного историко-краеведческого музея Набихан Шалапов.

К мавзолею Садыр шайыка, жившего в XI-XII веках, необходимо проложить дорогу, превратить это место в туристический объект, пропагандировать историю его жизни. С такими рекомендациями государственный историко-культурный музей-заповедник «Азрет Султан» обратился к местным властям.

Члены научно-познавательной экспедиции «По следам Ясави» посетили мавзолеи внука Садыр шайыка, одного из самых любимых учеников и последователей Ахмета Ясави — Маулана Сафи-ад-дин Орына Койлакы и Усена шайыка, Кара шайыка и Баймена кожа.

В рукописях «Насабнама» говорится о том, что Ходжа Ахмет Ясави перед смертью отдал свое место своему племяннику Маулану Сафи ад-дин Орыну Койлакы. Он дожил до 93 лет. И 50 из них он общался с Кызыром, Ильясом. Местное население называет Сафи ад-дин шайыка «Қойлақы ата». Его именем названо озеро. В годы засухи он ударил посохом землю и оттуда забила вода. Так согласно легенде возникло озеро Койлакы. Затем и похоронен он был возле него. Его отец Данышпан кожа жил в ХІІ-ХІІІ веках.

Могилы последователей Ахмета Ясави, братьев Усен шайыка и Кара шайыка расположены в селе Тугискен Аккорганского сельского округа.
Аккорган – это и название земли, и название поселения. Рядом с могилой — место разрушенного средневекового города. Рядом расположены и могилы его потомков.
Аккорганские кожа берут свое начало с Ыскак баба, а его потомки — Садыр шайык, Сафуаддин шайык, жившие в ХVІ -ХVІІ веках Усен шайык и Кара шайык.
Усен шайык и Кара шайык — дети Бахуаддин шайыка.

Потомки Садыр шайыка обладали способностями, последний представитель жил в ХІХ веке, скончался в 30 годах ХХ века — Баймен кожа. Настоящее имя Баймене кожи — Баймухаммед. Он относится к потомкам Кара шайыка. Он обладал даром целительства и предвидения.

В ходе поездки было собрано много ранее неизвестного материала, легенд.

Пресс-служба государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан»

Предыдущий

Сапоги-амулет, XII в.

Следующий

Подвесной средневековый светильник в мавзолее Ясави установлен на свое историческое место