ВАЖНО :

nothing found

Казань-символ праздника

Для казахского народа «Ырыстың басы – қара қазан», «ошақ», «отбасы», «қазан»  всегда считались священными. Қазан являясь простым кухонным инструментом, почитается как символ достатка и единства, единства и солидарности, целостности семьи. Қазан которого не снимается с огня, издавна считался могущественная и благословенная семья.

Туркестан не сомненно представляет собой прежде всего мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и Тайказан. Одно из таких ценных наследий – знаменитый Тайказан, отлитый по приказу Амира Темура и сохранившийся внутри мавзолея. Сегодня в фондах музея, помимо Тайказана, хранится несколько видов котлов, используемых в быту. Один из них-котел, зарегистрированный под инвентарным номером №3092. Согласно исследованиям специалистов института археологии им. А.Маргулана, эта реликвия датируется примерно ХVI-XVII веками. По форме похож на Тайказан в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави, с двумя ручками и крышкой, отлитая из меди. Ранее посетители мавзолея покупали у местных мастеров котлы такого типа в качестве сувениров.

По древнему знанию, Казань-символ достатка и мирной жизни, изобилия и благополучия. Казахские традиции и обряды передавались из поколения в поколение и не разрушали воспитательную ценность. Поэтому наш народ не перевернул и не сломал казан без причины. Считалось, что перелом казана – это разорение семьи, а его опрокидывание – это признак голода и нищеты.

Святость черного казана просто не упоминались. Раньше, когда ребенка сглазила, из казана выхватила черную сажу и подлетела к ребенку. Также одним из распространенных суеверий является нанесение сажи на небо, когда у ребенка прорезывается первый зуб.

В основе народной мудрости «Қазан шайқалса – ырыс шамданады» лежит глубокий смысл. Этим словом наш народ, осознавая достоинство благословение, призвал не допускать расточительности, ставить терпение и уважение на пути к сохранению благодати. Поэтому Казань должна стать не только предметом быта, но и священным наследием, занимающим особое место в духовно-культурной жизни нашего народа.

А.Батталова, хранитель фонда

 

Предыдущий

Крепостная стена Цитадели (XVIII–XIX вв.)

Следующий

СОЧУВСТВИЕ СВЯТЫХ