Мавзолей Жусуп ата расположен в центре села Староикан (каз. Ескі Иқан) Сауранского района, в 25 км от города Туркестан. Координаты: 43˚10.682΄, 068˚32.082΄. Памятник республиканского значения. Мавзолей был возведён в честь Жусуп -ата — современника и ученика Ходжа Ахмеда Ясави. О нем сохранилось не так много сведений. По преданиям, легендам и рассказам местных старейшин, Жусуп -ата был известен как «каз. Ғашық Жүсіп», что означает «влюблённый в Аллаха».
Согласно данным из личного архива местного жителя села Икан Сайдалима Иулдаша Нуршиддинулы, были обнаружены сведения о Жусуп ата. Эти материалы свидетельствуют о том, что Ходжа Ахмет Ясави в то время исполнял обязанности акима города Ясы. По его распоряжению Жусуп ата был направлен в село Икан в качестве представителя. Тогда Жусуп ата был известен по всей округе своими виноградниками. Считается, что, когда Ахмед Ясави приехал в Икан, Жусуп ата угостил его двенадцатью сортами винограда. Жусуп ата, достигший высшей степени духовного совершенства, был признан одним из великих суфийских святых. По словам старейшин в мавзолее находилось много религиозных книг. К сожалению, после установления Советской власти значительная часть книг была уничтожена в пожаре. Тем не менее, надгробные плиты погребённых в мавзолее, сохранились полностью. Среди них надгробия Сабыр-ата, Курбан-ата, Халиль-ата (сын Жусуп ата ), сам Жусуп ата , Ибрахим-ата, Абдиджалил-ата, Асан-ата и Абдуль-Азиз-ата. В 2007 году под руководством археолога Марата Туякбаева были проведены археологические исследования, в ходе которых установлено, что мавзолей был построен в XV веке. В результате раскопок были восстановлены купольное перекрытие помещения мечети, а также портал пештака. Первоначально архитектурный комплекс состоял из двух помещений — Қабырхана (погребальная комната) и Жамағатхана (молельное помещение). В начале XX века местными жителями было пристроено дополнительное помещение — Асхана (столовая). Купол и перекрытие комнаты Жамаатхана до наших дней в оригинальном виде не сохранились, полностью уцелело лишь помещение Қабырхана. Основные размеры мавзолея хорошо сохранились, фундамент состоит из шести рядов кирпичной кладки, которая также находится в хорошем состоянии. Архитектурный комплекс мавзолея Жусуп ата включает два помещения — Қабырхана и Жамаатхана, каждое из которых перекрыто куполом. Общая длина сооружения составляет 14,2 метра, ширина — 12,8 метра, высота — 13,5 метра. В 2008–2010 годах Республиканским государственным предприятием «Казқайтажаңарту» были проведены реставрационные работы по восстановлению мавзолея Жусуп ата. Во время археологических раскопок 2007 года исследователи отметили, что кирпичи, использованные в строительстве мавзолея, имеют размер 27х27х5 см и не имеют сходства с кирпичами, характерными для эпохи Российской империи. Кроме того, ученые обратили внимание на значительную древность деревянных элементов, использованных в пилонах портала и лестнице, ведущей на верхнюю часть здания. Эти данные опровергают предположение о том, что мавзолей был полностью реконструирован в ХХ веке.

Мавзолей Жусуп ата является ценным историко-архитектурным памятником, возведённым в честь ученика великого поэта и мыслителя Ходжа Ахмеда Ясави. Его архитектурное решение и духовное значение делают его важным объектом культурного наследия. Расположение мавзолея вдоль международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», ведущей к мавзолею Ходжа Ахмеда Ясави, создаёт благоприятные условия для посещения туристами. По словам упомянутого выше Сайдалима Юлдаша Нуршиддинулы, одним из чудес Жусупа ата является предание о том, как он помог Жолбарыс-хану, прибывшему из города Шама (Дамаска) с 99 последователями, переправиться через реку Сырдарья. Великий знаток ислама и наставник суфийской традиции города Шам (Дамаск) — Баба Самит услышал о славе Ходжа Ахмеда Ясави. Однако, по всей видимости, до него дошли искажённые сведения. Тогда правитель тех краёв Джолбарыс хан, вознамерившись «исправить» проповедника, отправился в Туран, взяв с собой 99 учеников и столько же вьючных мул, нагруженных книгами. Добравшись до западного берега Сырдарьи, они не смогли переправиться через полноводную реку. Узнав о приближении Джолбарыс хана, Ахмед Ясави отправил своего ученика Жусупа ата, чтобы встретить гостей. Жусуп ата прочёл молитву и, ударив своим посохом по воде, чудесным образом раскрыл реку, и она расступилась, и по образовавшемуся проходу вся процессия перешла на другой берег. Остановившись в районе Маслихат тобе неподалёку от Отрара, Джолбарыс хан вызвал Ходжа Ахмеда Ясави и его учеников на богословский диспут. В назначенный день обе стороны заняли места на вершине холма и начали духовное противоборство. Однако Ходжа Ахмед Ясави с помощью молитвы лишил своих противников способности говорить и вспомнить свои знания. Когда те открыли книги, чтобы найти ответы, не обнаружили ни одной надписи. Поражённый чудом, Джолбарыс хан признал своё поражение, пожал руку Ахмеду Ясави и остался в Ясы, чтобы усвоит его учение. Спустя время он скончался и был похоронен в XII веке на месте нынешнего мавзолея. Позже, в XIV веке, при строительстве большого комплекса по указу Амира Тимура, его могила оказалась в коридоре между мечетью и библиотекой. Она была обнесена деревянной решёткой, накрыта тигровой шкурой, а сверху были установлены черепа архаров.
Среди народа бытует ошибочное мнение, что данная могила принадлежит хану Старшего жуза — Жолбарыс хану. Однако это заблуждение. Об этом ясно высказался выдающийся востоковед М.Е. Массон, исследовавший мавзолей в 1928 году: «…святой Баба Самит Юлбарс хан, могила которого была на этом месте до построения мавзолея тимуридского времени», — то есть, данное захоронение не может принадлежать казахскому хану, так как появилось задолго до его времени.
Жусуп ата ещё при жизни пользовался особым почётом в народе как святой и уважаемый человек. Когда Ахмед Ясави однажды посетил его, он сказал: «Твой род свят и наделён чудесной силой. В четвёртом поколении от тебя родится Камал ад-Дин Шейх, который станет почитаемым и святым человеком». Эти слова оказались пророческими: потомок Жусуп ата — Камал Шейх Икани стал выдающимся учёным и духовным наставником, широко известным на территории Турана как продолжатель учения Ходжа Ахмеда Ясави.

Литература:
- Тұяқбаев М. Отчёт о результатах исследований, проведённых отрядом Икан Туркестанской археологической экспедиции в мавзолее Жусуп ата в 2007 году. — Туркестан, 2007.
- Мавзолей Жусуп ата, XII–XIV вв. // Историко-культурные памятники Туркестанского региона. — Алматы, 2016. — С. 26.
- Мавзолей Жусуп ата // Энциклопедия «Әзірет Сұлтан», т. I. — Туркестан, 2021. — С. 154.
- Мавзолей Жусуп ата //Энциклопедия Туркестан, т. I. — Астана, 2023. — С. 82–83.
- Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. — Ташкент, 1930. — С. 25.








