Сандаловые очаги были впервые обнаружены в Туркестанском регионе, в домах, датируемых XII веком в Куйруктобе, расположенном в 5 км к юго-востоку от средневекового поселения Отрар.
Хотя они были обнаружены в домах, датируемых XII веком, это не значит, что они появились именно в XII веке. Если к этому добавить период проживания, то ясно, что вы углубитесь в глубины истории. Во время археологических исследований в Ханской Орде в Старом Туркестане сандаловые очаги были обнаружены в каждой комнате, на каждом этаже здания. То есть они передавались по наследству от отца к сыну и продолжались.
Хотя во время археологических исследований в каждом регионе было обнаружено много сандаловых очагов в жилых домах, почти ни один не был найден стул со сандаловым очагом. А этот очаг и стол из сандалового дерева были обнаружены в доме № 116 по улице Казыбек би в старом городе. По словам хозяйки дома, тети Турсын, последний раз она видела огонь, горящий на сандаловой печи, в 1965-66 годах, когда она согревалась его теплом. Тете Турсын тогда было 12-13 лет. Она сидела на сандаловой печи в холодные осенние дни, особенно когда люди болели простудой или гриппом. Так что сандаловая печь также очень полезна для здоровья человека.
Процедура сидения на сандаловой печи. Причина, по которой мы называем это процедурой, заключается в том, что процесс сидения на сандаловой печи является своего рода горячей ножной ванной или физиотерапией в медицинских терминах. На печь с горящим огнем ставится сандаловый стол, а сверху накрывается большое одеяло. Люди, сидящие вокруг него, засовывают ноги под одеяло и пьют горячий чай или суп сидя.
Также можно сидеть, свесив ноги под сандаловым столом, мужчины могут сидеть, скрестив ноги, а женщины могут сидеть, скрестив ноги. Конечно, больше тепла достается человеку, который свесил ноги. Поскольку трава адыраспан обладает противовирусными свойствами, адыраспан бросали на печь. Наша тетя Турсын упоминала, что у нее не болят ноги, хотя ей семьдесят лет. Еще одна информация, которую стоит упомянуть, заключается в том, что хотя очаг назывался сандаловым очагом, огонь в очаге не разжигали. Только после приготовления пищи в тандыре-очаге во дворе или на склоне вносили угли.
Еще один вопрос, который стоит упомянуть, это название. Сандаловый очаг, обнаруженный во время археологических исследований, называется «Сандаловый очаг». По-моему, это неверно. Сандал и очаг — это две разные вещи. Эти две вещи можно называть сандаловым очагом только тогда, когда они присутствуют вместе или оба. И правильнее называть отдельно стол-сандал, очаг-сандал или сандаловую яму.
М. Амантуров, Отдел охраны и учета памятников историко-культурного наследия














