ВАЖНО :

nothing found

«Подземная мечеть «Қылует» и основы работ по его восстановлению

«Подземная мечеть Кылует» — одна из бесценных исторических памятников в составе Национального историко-культурного музея-заповедника «Әзірет Сұлтан», созданного вокруг мавзолея великого предка нашего народа, драгоценного источника неиссякаемой мудрости и святости тюркского мира, символа чести и чистоты, крупного представителя исламского суфийского учения Ходжи Ахмеда Ясауи.

Родоначальниками почитаемых нашими предками подземных культовых пространств, наполненных святостью, могуществом и благодатью, стали «Подземные Кылуеты» — места их рождения, становления и развития. На территории музея-заповедника расположены четыре таких «Гар» — мечети. В числе их: восстановленная и открытая теперь для паломников «Большая мечеть Кылует», а также «Әулие Құмшық Ата», «Шілдехана» и «Малый Кылует» — подземное сооружение, раскопанное в 1972–1973 гг. археологом Т.Н.Сениговой приблизительно в 20 метрах к западу от зала Мечеть мавзолея Ахмеда Ясауи. После проведения раскопок были получены ценные данные, а объект приведён в состояние консервации.

«Подземная мечеть «Большой Кылует», о которой идёт речь, была разрушена в 1942 году, а перед тем, как использовали её кирпичи для строительства другого объекта, в 1941 году скульптор-архитектор А.Л.Шмидт изготовил макет аутентичного облика этой подземной мечети «Кылует».

О средневековом сооружении на основе этого макета впервые опубликовали статью археолог А.Н.Проскурин, а позже — Б.Тұяқбаева. В 1994 году данный памятник был включён в раздел по Южно-Казахстанской области издания «Свод памятников истории и культуры Казахстана». В 1996 году археолог М.Тұяқбаев посвятил этому памятнику отдельную научную статью.

Макет, выполненный из глины, дерева, бумаги и папье-маше, первоначально находился во вспомогательном фонде музейного собрания, а в 2003 году, по результатам научно-экспертной комиссии, проведённой в фондах музея, и в соответствии с письмом Комитета культуры Министерства культуры, информации и общественного согласия РК № 02-4/1705, был переведён в основной фонд.

Размерные пропорции макета, выполненные с высокой точностью, впоследствии были подтверждены результатами археологических раскопок: Т. Н.Сениговой в 1972–1973 гг., Е.А.Смағұловым в 1979 г. и М.Қ.Тұяқбаевым в 1999 г.

Археологические раскопки показали, что это многофункциональное сооружение возводилось в три строительных этапа. Самая древняя его часть — подземное помещение «Гар» — относится к XII веку, несколько примыкающих к нему комнат были построены в XV–XVI веках, а оставшаяся часть сооружения датируется XVII–XIX веками.

Известно из истории, что подземные Кылует — мечети внесли значительный вклад в распространение ислама и суфийской идеологии на казахских землях. В этом смысле Кылуеты выполняли роль своеобразной мастерской по формированию национальной идеологии и образа «Совершенного Человека» (Кәміл адам).

Слово «Халуат – خَلْوَة» происходит от арабского глагола خلو и означает «одиноко оставаться», «уединяться», «оказываться в изоляции». Строительство подземных мечетей было заложено в X веке одним из направлений исламского суфизма — тарикатом Халуатия. Когда ортодоксальные исламские течения, не соглашаясь с идеологией суфийских орденов, начали считать их еретиками и преследовать, суфии вынужденно стали возводить свои места проповеди в укромных, скрытых от глаз уголках — то есть выкапывать их под землёй.

Слово «خِلْوة – Хилует» в арабском языке также означает «свободный, пустой». То есть человек, вступивший на суфийский путь, освобождается от мирской суеты и, став «свободным», устанавливает связь с Аллахом.

Позднее этот обычай стал одним из основных условий суфийского пути. Однако если понимать слово «КЫЛУЕТ» в значении «уединение, удаление от людей» как один из главных принципов суфизма — временного отхода от общества, когда человек остаётся наедине с собой, чтобы познать своё «Я» и раскрыть в себе тайну, найти путь к встрече с Аллахом, — то становится ясно, что выкапывание этих сооружений под землёй означало не только скрытую от гонителей молитву, но и уникальный путь совершенствования духа внутри суфийского учения.

Подземные Қылует — мечети возводятся на основе подземных помещений «Гар». Изначально последователи суфийского течения спускались в эти «Гар» комнаты, чтобы распространять и развивать учение муршида и совершенствовать свой дух. Позднее адепты этого учения стали возводить над «Гар» помещениями полноценные храмовые сооружения.

На арабском языке слово «غَار» (гар) означает «пещера». В суфийской терминологии оно несёт смысл «приюта», «растворения», «поиска индивидуального пути». Когда пророку Мухаммеду исполнилось 40 лет, ему было ниспослано первое божественное откровение — пять аятов Священного Корана, и всё это произошло в пещере Хира. По всей видимости, именно этот исторический эпизод вдохновил суфийских мастеров на выкапывание подземных «гар» комнат для уединённого поклонения Аллаху.

Подземные Қылует — мечети возводятся на основе «гар» — помещений — пещерных молельных залов: это подтверждают находки археологических раскопок, проведённых в разное время Т.Н.Сениговой, Е.А.Смағұловым и М.Қ.Тұяқбаевым. Согласно копии А.Л.Шмидта, комплекс включал 18 помещений, и его самая древняя часть — «гар» — помещение и над ним круглое молитвенное пространство мечети — датируется XII веком. Остальная же часть комплекса, как установили археологические исследования, возводилась по мере необходимости вплоть до XIX века. Как видим, подземные «Қылует» мечети изначально строились на базе «гар» — пещер, а с течением времени к ним добавлялись различные вспомогательные сооружения.

Наш народ всегда почитал пещеры в горах и скалах как обители тайн и чудес. Похоже, что сторонники и проповедники суфийского учения на западе нашей страны именно поэтому вырубали храмы в скальных гротах. Во всяком случае, это тема, требующая глубоких и тщательных исследований.

Мечеть «Подземный Кылует», о котором мы говорили, представляет собой многофункциональное религиозно-духовное сооружение. Его реставрационные работы основывались на результатах археологических раскопок и макете, выполненном А.Л.Шмидтом в 1942 году. Именно они стали теми основами, благодаря которым наша драгоценная святыня вновь встретилась с народом и продолжила свой путь как духовный путеводитель нации.

Т.Жолдасов, младший научный сотрудник

Предыдущий

Резьба по дереву как часть декоративно-прикладного наследия

Следующий

Мечеть-храм «Малый Кылует»