Найман, балталы Үсен би родился во второй половине XVIІI века, скончался в начале ХІХ века. Согласно родословной – Найман-Елата-Серикбай-Кетбуга-Балталы-Актай-Жалайыр-Жарменбай-Мардан-Тажи-Ибас-Танатар (Асан)-Кылы (Кули би)-Жарасбай-Жалменбет-Усен би. («Қазақ шежіресі», Алматы, 1994. – С. 125-126).
Тело Усен бия для захоронения в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави было специально привезено из Сарыарки. По сведениям был подготовлен специальный караван из шестидесяти чубарых жеребцов. В эпосе «Смерть и поминки Кокетай хана», записанный Ч.Валихановым в 1856-1857 гг. сообщается следующее: «Я должен каждому отдать по коню и чубарого жеребца, а мясо забитого животного разделить на части и раздать по возрасту». Отсюда следует вывод, что традиция отдавать чубарого жеребца имеет глубокие корни. Также, поминальные песни, посвященные бию широко распространились среди народа, и дошли до наших дней. По сообщению потомков Усен бия, некоторые видели надгробный камень бия, под воротами южного портала мавзолея в 1956 году. В родословной потомков Усен бия говорится, что «Обитель отцов находится на месте Есиль – Атбасар – Караоткель».
Согласно родословной потомков Усен бия из рода балталы из племени найман, похороненного в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, би родился в 1750 году. В родословной говорится, что его дедушка Кули би родился в 1640 году и был близнецом. От Асана, близнеца Кули бия, нет потомков. Усен би является потомком Кули бия, которые происходят от «Болекше ана». Усен би был широко известен среди народа как красноречивый оратор и справедливый би. Тот факт, что его похоронили в святом месте, свидетельствует о его заслугах перед обществом. Помимо Болекше ана, у Кули би были потомки от Карашаш ана. Если принять во внимание то, что Усен би жил во второй половине XVIII века и начале XIX века, в период сложного политического и экономического кризиса в истории казахского общества, значимость его роли в истории Отечества возрастает.