Надгробный камень Бабыр бия Бокенбайулы (Бокенишбайулы) хранится в фонде музея-заповедника под номером № 900.
В истории Казахстана немало известных личностей, служивших на благо отечества. Среди них есть и баганалы Бабыр би. Улытау является родиной Бабыр бия. Он заслужил честь и уважение народа своей справедливостью и умением предвидения будущего. Бабыр би с малых лет был известен в народе как прорицатель. Он происходит из знатного рода. Его дед Бектемир и отец Бокенбай выделялись не только своей состоятельностью, но, и прямотой, справедливостью и красноречием. Существует два мнения о рождении Бабыр бия.
На сайте Карагандинской областной юношеской библиотеки имени Ж.Бектурова сообщается, что Б.Бокенбайулы (1770-1864) – батыр, бий, в качестве святого особо почитался казахами Сарыарки.
Он 25 лет руководил волостью Кызылтаз-Ибеске-Журтшы рода баганалы племени найман. В книге К.Салгарина «Көмбе (Клад)» (1989 г.) рассказывается о том, что Бабыр би был современником и единомышленником Жабай бия, Торайгыр бия (дедушка Султанмахмуд Торайгырова), Шон бия. Также в книге отмечается, что в Историческом архиве Омской области имеются материалы о Бабыр бие, среди которых письмо Кенесары хана Бабыр батыру, написанное в 1844 году (Фонд 366, дело 170). Десять сыновей Бабыра были в составе войска Кенесары хана. Бабыр стремился приучить людей к земледелию, приспособить переход к полуоседлости. До сегодняшнего дня в Северной части Улытау на берегу реки Жетикыз и в близи села Сарлык сохранились следы земледельческих участков рода управляемого Бабыр бием. После смерти Бабыр бий был похоронен в Туркестане.
Серик Тилеубаев деятель культуры Республики Казахстан в № 19 газеты «Таразы» от 11 мая 2007 года пишет: «В документах указывается, что Бабыр би родился в 1759 году. Год смерти – 1864 год».
По данным первого источника Бабыр би жил 94 года, по второму – 105 лет. В двух источниках сообщается о том, что он был похоронен в Туркестане. За прозорливость и проницательность народ почитал Бабыр бия как святого и причислял к числу столпов рода баганалы. Четыре столпа рода баганалы – Сандыбай, Шегир, Кадир, Бабыр были сплоченными, поддерживали друг друга в трудные времена. После смерти Сандыбая его место занял его сын Ерден. И, поэтому сегодня при перечислении четырех столпов рода баганалы называют Ердена, Шегира, Кадира и Бабыра. Они совместно обсуждали и принимали общее решение по текущим актуальным вопросам. Соблюдая правила уважения и почета по отношению друг к другу, они стали примером для подражения других. Десять сыновей и двенадцать внуков Бабыра принимали участие в восстании Кенесары хана. Бабыр непрерывно управлял волостью Кызылтаз – Ибеске – Журтшы с 1832 по 1858 годы. В 1991 году прямой потомок Амангельды Иманова Даметкен Анесовна передала в дар музею чапан Бабыр бия. Чапан бия хранится в музее истории горного и металлургического дела имени М.Торегелдина. У Бабыр бия было 17 сыновей. Многие из их потомков стали популярными личностями страны. Бабыр би скончался весной 1864 года. Сначала он временно был погребен на берегу реки Жетикыз, затем его похоронили в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
Материал подготовлен на основе книги «Түркістанда жерленген қазақ билері».