По одним данным, Жусуп ата был современником, учеником Ходжи Ахмеда Ясави, в других легендах говорится о том, что он был его племянником. О нем сохранились не так много сведений. Местные называли Жусупа ата «Влюбленный Жусуп», подразумевая его любовь к Аллаху.
Информация о Жусуп ата сохранилась в семейных архивах местного жителя села Икан Иулдаша Нуршиддиновича. Согласно этой информации Ходжа Ахмед Ясави занимал должность акима города Яссы, по его приказу Жусуп ата был направлен представителем в село Икан, которое славилось на весь мир своими виноградом. Когда Ахмед Ясави прибыл в это село, и Жусип ата угостил его 12 сортами винограда. С этого времени Жусуп ата полностью освоил учение суфизма, достиг высочайшего уровня и стал святым.
В народной памяти сохранились легенды о Жусупе ата. В одной из них говорится: Однажды Хаким ата без разрешения омылся водой, которую Ходжа Ахмет Ясави использовал для молитвы. Но наставник промолчал об этом. На следующий день Ахмет Ясави посадил его на верблюда и сказал, чтобы «он спустился там, где остановится верблюд». Верблюд был непослушным и не останавливаясь прошел через Сырдарью и Амударью и остановился прямиком в Хорезме. Тогда Ахмед Ясави спросил у учеников, кто смог бы привести Хаким ата, но все промолчали. Только Жусуп ата дал согласие на это. Ахмед Ясави приказал ему «взобраться на шатер». Когда Жусуп ата взобрался на шатер, шатер превратился в белого верблюда. Перед тем, как двинуться в путь, Ахмед Ясави поставил перед ним одно условие: он должен связать руки Хаким ата, и привезти его связанным. Всю дорогу Хаким ата был свободен и только когда они прибыли в Туркестан Жусуп ата связал его руки. Азрет Султан сказал, что Жусуп ата поступил неправильно и не выполнил его условие. В качестве наказания Жусуп ата был наказан тремя ударами плети.
Жусуп ата достиг уровня святого при жизни. В другой легенде говорится, что, посетив дом Жусуп ата, Ходжа Ахмед Ясави сказал, что «его четвертый потомок Камалиддин шейх достигнет невероятного уровня святости». Потомками Жусуп ата были Камалиддин, Сулеймен, а от них Омар, Жиен и Сыддык. Потомками Жиена были Икан Кожа, от него Ата кожа, от него Шарафуддин.
Использованная литература:
- Мұхтар Қожа. Оңтүстік Қазақстанның әулие жерлері / Жинақ. –Шымкент, «Нұрдана -LTD» баспасы. – 2013. – 20 бет.
- Мурадхан Хашимов. Религиозные и духовные памятники Центральной Азии. –Алматы.«Сага» баспасы. – 2001. – 143 б.
- Дастанов О. Әулиелі жерлер туралы шындық. – 25 б.
Орынбекова Асем, экскурсовод музея-заповедника «Азрет Султан».