Кимешек-один из образцов национальной одежды, вобравший в себя особый быт, обычаи и традиции казахов. Это традиционный национальный головной убор казахских женщин. В некоторых регионах кимешек называют шылауыш, бурама жаулык, иекше. Кимешек часто сшивают из белой ткани, иногда из белой шелковой ткани. У кимешека есть две стороны вокруг подбородка, которые закрывают лоб- называется шыкшыт. Кимешек, символизирующий торжество, высоту, целомудрие статуса общины казахов. Лицевая сторона кимешека называется «челюсть». Его часто вышивали и украшали. Кимешек вырезали и шили по форме и размеру головы человека. Длинный конец кимешека, который опускается ниже талии и покрывает волосы, называется «хвостом». Кимешек делают так, чтобы он закрывал грудь, плечи и спину. Только в месте, где лицо женщины открыто, имеется бороздка. Обе стороны выреза, боковые стороны груди украшаются вышивкой и прошиваются блестящими нитками. Край отверстия пришивают ниткой. Это называется «алкым шалу» Это не только украшает кимешек, но и позволяет прижимать и растягивать кимешек из легкой ткани. Хотя основная модель кимешек, которую носят женщины каждого региона, очень похожа, она имеет различия в отдельных частях и узорах, сшитых на кимешек. Кимешек всегда считался одним из самых ярких образцов казахской одежды, которая подчеркивала красоту и очарование наших матерей, в том числе головные уборы, которые носили казахские женщины в повседневной жизни. Ведь кимешек не только дополняет красоту женского предмета, но и подчеркивает, каким должно быть женское существо на основе многовековых традиций нашей нации. В фондах музея хранится один из образцов головного убора – кимешека, который считается священным в казахском обществе. Данный кимешек был передан на хранение в фонд музея, уроженцом села Балтаколь Отрарского района ЮКО, археолог-любителем, ветераном ВОВ Адаскан Алтаев, живщий с 1920 по 1989 годы. Этот кимешек-аманат, оставшийся от матери этого человека. Кимешек сшит из шелковой ткани белого цвета. Длина кимешека от головы до хвоста, который покрывает волосы, опускаясь ниже талии, составляет 110 см, ширина-106 см. У кимешека есть выемка, в которой лицо женщины открыто. По окружности выреза вышиты светло-желтыми, белыми нитками орнаментальные узоры на вышивальной вышивке для женщин преклонного возраста. В современном мире, где меняется образ жизни, есть много пожилых людей, которые не расстаются со своими тюбетейками и кимешеком и не теряют наших национальных ценностей.
Существуют различия в конструкции кимешека в зависимости от условий проживания и климатических особенностей каждого региона. Однако конечная цель казахских женщин в ношении кимешек не изменилась. Очевидно, что ношение сакрального головного убора – кимешека, олицетворяющего красоту казахской женщины, наполненной совестью и воспитанностью, защищающей от холода и жары, позволит нашему будущему поколению твердо следовать пути предков.