Ханская мечеть расположена в 300 м к западу от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Координаты: 43.2968824, 068.2660215. Она считалась местом намаза казахских ханов, их родных, приближённых, слуг и гостей. Помимо основной Джами мечети, предназначенной для махаллинских жителей, на её уличной стороне находились отдельные помещения и двор для намаза высокопоставленных лиц — так называемая «Мақсура». Здесь имелись собственный михраб и отдельный имам, а также личная тахаратхана (место для омовений). Ханы и их приближённые входили в мечеть через специальные ворота, ведущие от ханской орды, и совершали здесь пятиразовые молитвы.
В ходе археологических исследований были выявлены и изучены мечеть, прилегающая улица, помещение для отопления, двухкомнатное жилое строение, двор и тахаратхана (место для омовения). В 2015 г. комплекс был полностью восстановлен.
Теперь обратимся к краткому обзору древнейших мечетей Туркестана. Самая ранняя мечеть Ясы (XII в.) располагалась на месте современной Джума мечети. Здесь находился дом Ахмеда Ясави с семьёй, а после его кончины ученики превратили его в «мечеть суфиев». В отличие от обычных мечетей, михраб этой мечети был украшен изображениями гранатовых кустов с плодами и райских соловьёв, выполненными синей краской. Письменных надписей не было, но михраб имелся и во дворе.
Остатками второй древнейшей мечети считалась ниша (глубокий проём), перед входом в усыпальницу Хазрета в помещение «Қабірхана». Это была средняя часть мечети XII в., которая занимала пространство между двумя коридорами мавзолея (12–14 м). Само помещение Казандық служило двором мечети, в центре которого находился колодец, расположенный под казаном и сохранившийся до наших дней. В 1997 г. колодец был раскопан, из него извлекли гипсовые плитки, которыми украшались стены мавзолея, и другие находки. Однако при глубине 7,5 м раскопки пришлось прекратить из-за подъёма грунтовых вод. Впоследствии над колодцем возвели помещение, где и установили казан.
Кылует, Малый Кылует, Шилдехана и Кумчик ата не считались мечетями — это были места для проведения суфийских ритуалов. Мечеть Жаудир ана была построена одновременно с мавзолеем Хазрет Султана (XV в.), её возвёл человек по имени Аджи Ахмет. Кроме того, в 1500–1510 гг. в Туркестане хан Мухаммед Шайбани также построил мечеть. Бухарский хан Абдулла II (из династии Шайбанидов) возвёл мечеть в 1583–1598 гг. Кокандский хан Худояр (1845–1875) построил мечеть близ мавзолея Альхожа ата, известную как Ханская мечеть. Кроме этих, напротив мечети Жаудир располагалась так называемая «Голубая мечеть». В районе Тогана действовали мечети Сейитмурат, Калмет, Жабагы и Амир-палуан. В районе Культобе располагались Базарная мечеть и Культобе мечеть. У ворот Жети ата находилась мечеть Баб Араб.
Согласно труду А. И. Добромыслова, в городе и его окрестностях насчитывалось: в 1864 г. — 20 мечетей; в 1896 г. — 41 мечеть; в 1920-е годы — более 60 мечетей.
Литература:
- Тұяқбаев М., Өсеров Т., Мұсабаев Қ. Түркістан археологиялық отрядының 2013ж. «Хан мешіті» орынында жүргізген қазба жұмыстарының есебі. Түркістан, 2013. «Әзірет Сұлтан» қорық музейінің Археология және ескерткіштерді қайта қалпына жаңғырту бөлімінің архиві.
- Тұяқбаев М. Түркістан археологиялық отрядының 2013ж. қазба жұмыстары // «Марғұлан оқулары -2014», Алматы-Павлодар, 2014. 229-237 бб.
- Хан мешіті, ХҮІІІ-ХХғғ.// «Әзірет Сұлтан» энциклопедиясы. І-том. Түркістан, 2021. 340 б.
- Хан мешіті // Түркістан энциклопедиясы, І-том. Астана, 2023. 201 б.
- Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. «Михман-наме-ий Бухара» М.,1976. – С.140-143.
- Добромыслов А.И. Города Сыр-Дарьинской области. Чимкент, Туркестан… Таш.1912. – С.34-36.








