ВАЖНО :

nothing found

Мечеть Баб Араб, XIX в.

Мечеть Баб Араб находится в 620 м от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Координаты: 43.2966337, 068.2622416. Мавзолей и мечеть Баб Араб были восстановлены на основе исторических данных, собранных при теодолитной съёмке ворот в 2009 г. и археологических исследованиях ворот Жети Ата в 2011 г. Во время работ были выявлены стены мечети, сложенные из обожжённого кирпича. Также обнаружены следы мечети и части пола, выложенного прямоугольным кирпичом. В результате многолетних археологических и архивных исследований в 2017 г., после подписания договора о проведении проектных работ на территории Туркестана, начались работы по восстановлению мавзолея и мечети Баб Араб. В 2018 г. мавзолей был полностью воссоздан с поднятием его фундамента.

Что касается сведений о Баб Арабе, то Орынбай Дастанов в своей книге «Правда о святых местах» приводит объяснение духовных лиц: из Туркестана один человек отправился в Мекку, но у него не осталось денег на обратную дорогу. Совсем утомившись, он обнял могилу пророка Мухаммеда и заплакал. И вот однажды к нему приходит человек и говорит, что завтра во время пятничной молитвы к одному дереву будет привязана чёрная лошадь, а её хозяин способен исполнить любое желание. Пожелав вернуться на родину, этот путник пошёл к указанному дереву и увидел привязанного чёрного коня. Взял повод и стал ждать хозяина. После завершения пятничной молитвы хозяин пришёл, но человек не отпустил повод и стал умоляет увезти его с собой. Пожалев его, хозяин посадил его позади себя, велел закрыть глаза и открыть их только по его слову. Когда тот открывает глаза — они уже оказались в Туркестане. На вопрос о своём имени всадник, направляясь к мавзолею «Әзірет Сұлтан», ответил: «Я — Баб Араб», и тут же исчез. Вернувшись домой человек рассказывает об этом событии своему народу, и на месте, где он сошёл с коня, в честь Баб Араба возвёл мечеть.

Мечеть Баб Араб расположена на юго-восточной стороне ворот Жети ата, рядом с мавзолеями Баба-Гарип и Үндемес ата. Также за городскими воротами на рву был построен мост Бабырат ата; названия «Баба-Гарип» и «Бабырат ата» — это сокращённые и изменённые формы имени Баб Араб ата.

На месте мечети в 2011 г. были проведены археологические раскопки: на глубине 2 м от поверхности земли обнаружены стены мечети, сложенные из обожжённого кирпича, и остатки пола. Размеры стен составляли 6х6 м, сохранился фрагмент пола 4,6х3 м, выложенного кирпичами размером 28х28х5 см. Пол перестилался трижды, то есть мечеть проходила три капитальных ремонта. Последний раз пол был перестелен в 1908 г. Тогда же малые ворота во двор были перестроены из так называемого «царского кирпича».

В труде А. И. Добромыслова «Города Сыр-Дарьинской области» упоминается, что в 1908 г. мечеть Баб Араб была вновь отстроена на средства Атахан-кожа Аскар Кожынова, претендовавшего на звание шейх уль-ислама. Добромыслов также отмечает, что Баб Араб был учеником Ахмеда Ясави и человеком, построившим известное медресе в Бухаре. В 1930-е годы во время репрессий мечеть была разрушена, а на её месте стали хоронить умерших. Подобные захоронения встречаются и во дворе мечети. Мечеть Баба Араб была восстановлена в 2015–2018 гг. на основании раскопок 2009–2011 гг. У потомка Баб Араба, Жолдыбаева Өтеген Ысқақұлы, проживающего в Кызылорде, хранится родословная — «Насабнама». В ней указано, что настоящее имя Баб Араба — Сабыр Мәлік, а Баба Араб и Баба-Гарип — это его дополнительные имена, или, по-арабски, «нисба».

Литература:

  1. Тұяқбаев М., Өсеров Т., Күмісбаева Ұ., Мұсабаев Қ., Мүташев Е. Ескі Түркістан қаласының Жеті ата қақпасы маңында 2009ж. жүргізілген археологиялық зерттеу жұмыстарының есебі. Археология және ескерткіштерді қорғау бөлімі архиві.
  2. Мұсабаев Қ. Баб Араб мешіті мен кесенесі орынында жүргізілген археологиялық зерттеу // «Қазақ хандығы тарихындағы Түркістанның орны» атты халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары. Түркістан, 2015. 279-285 бб.
  3. Добромыслов А.И. Города Сыр-Дарьинской области. Чимкент, Туркестан. Ташкент, 1912. –С.46.
Предыдущий

Мост Бабырат ата, XV–XIX–XX вв.

Следующий

Джума-мечеть, XII–XIX вв.