В период монгольских завоеваний первоначально циркулировали монеты с надписью на языках местных народов. Даже элементы духовной и религиозной жизни воспроизводились на монетах. Такая ситуация, вероятно, возникла в результате толерантного отношения монголо-тюркской армии с востока к религии народов, проживавших на завоеванной ими территории. В истории нет сведений о принуждении монголов завоеванных народных масс к принятию их вероисповедания и традиций. Наоборот, монголы использовали вероисповедание и традиции покоренных земель для укрепления политических связей с населением. Из этого следует, что при чеканке монет монголы основное внимание уделяли экономической выгоде, а не пропагандистским возможностям денег.
В золотой монете с именем Чингисхана из фонда музея-заповедника «Азрет Султан» имеется текст декларации веры (калимаи шахадат) – одного из столпов Ислама. Монета была передана музею в 2006 году. Вес монеты – 5.90 г., диаметр – 22.2 х 21 мм. Сохранились остатки границы, образованной двойными круговыми линиями.
На лицевой стороне монеты имеются следующие надписи: края обрамлены двойным кругом, в центре в первом ряду: ﺴﻡرقند
ﷲ ﺴﻭﻝ [ﺭ] /ﻤﺣﻤﺪ……..//لاﺍﻠﻨﮫ﴿!﴾الا/
(Самарканд/Ла илнаха (!) илла/ Мухаммад …. /[р]суль Аллах)
Надписи и орнамент в форме виньетки находятся в нижнем ряду. Надписи на краях не сохранились.
На другой стороне монеты в центре имеются надписи в четыре ряда:
……ﯿﺭ
?[ﺯ]ﺑﮏ[ﺠ]
خاﮞ
ﺍﻠﻌﺍل
[ﻡ] ﺍلاﻋﺿا
(…ир
[Ж]енг[з]?
Хан аль-Адиль
уль-Агза[м])
Обычно год выпуска монеты, которая указывалась на краях монеты, не сохранилась полностью из-за того, что монета находилась в обращении в течение длительного времени или края монеты не полностью попадают под инструмент тиснения.
На лицевой стороне золотого динара сохранились части надписи имени Чингисхана. В мире известны только две монеты, отчеканенные в Самарканде, с указанием титула Чингисхана. Оба они хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге в России. Об этих монетах сообщается в трудах В.Г.Тизенгаузена. По своей типологии монеты из фонда музея-заповедника «Азрет Султан» отличаются от этих монет. В первые периоды монгольского владычества золотые монеты чеканились на территориях Средней Азии, Северного Афганистана и Синьцзяна. В монетных дворах Шаша, Бухары, Самарканда, Отрара чеканились медные фельсы и посеребрённые медные дирхемы. Монеты с именем Чингизхана чеканились только в монетных дворах Газны, Бухары и Самарканда.
На лицевой стороне монеты сохранились только две средние буквы слова Ченгиз, а первая и последняя буквы не сохранились, наводит на мысль, что это слово может быть именем Менгу-Мунке. Однако в монетах, отчеканенных с именем Мунке кагана, имя Мунке указывалось только с титулом – каган. А в нашей монете титул указан через слово хан. Поэтому мы пришли к выводу, что имя, указанное на этом дирхеме является именем Чингисхана. В 2004 году в окресностях Отрара был найден клад золотых динаров, датируемый 640 годом по хиджре (1240-е годы). Большая часть монет из клада были утеряны. Возможно, данная монета из фонда музея-заповедника является частью этого клада. Фрагменты золотых динаров были найдены при раскопках в Каратобе (Древний Сауран).
Найденные фрагменты золотых монет свидетельствуют об оживлении городской жизни на территории Туркестана после монгольского нашествия, что торговый путь, проходящий через Отрар и Туркестан в Китай, был наиболее интенсивно развит. Руководство и сотрудники музея-заповедника считают большой ответственностью сохранение столь ценных экспонатов музея для будущего поколения. В этой связи цифровизация музейных экспонатов является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня.