ЫСХАК АТА КАЗЫГУРТИ

Исмаил ата улы Ысхак ата Казыгурти ат-Туркестани. В некоторых источниках упоминается как «Ысхак кожа», «Кожа Ысхак». Один из видных последователей Ясави ХІІІ-ХІV вв. Он родился в поселке близ Казыгурта, который раньше назывался Харзиян, а позже Турбат, располагавшегося вдоль Великого шелкового пути, соединявшем Сайрам и Чач (Ташкент). В ранних источниках местность между Сайрамом и Ташкентом называется Исфиджабом.

Отец Ысхак ата – Исмаил ата Казыгурти был одним из виднейших и почитаемых среди тюркских народов святых. Ибраиму ата и его учителю Сузук ата (Суксук ата, Сексек ата, Соксок ата) еще до его рождения было откровение о рождении почитаемого потомка. В нескольких трудах упоминается, что одним из его особенностей было то, что он будучи младенцем постился во время Рамадана. Также имеются сведения о том, что когда родился Исмаил ата, святой Узын ата взял его на руки и сказал, что этот ребенок, который принесет очень много благ народу является заслугой Исмаила ата. Исмаил ата родился в конце ХІІ века, прожил 120 лет и умер в начале ХIV века. Потомок такой выдающейся личности Ысхак ата о связи своей духовной генеологии с Ходжи Ахмедом Ясави в своих рукописях сообщает следующее: «Я принял тарикат через своего предка Исмаила ата Казыгурти. Он принял тарикат через своего предка Ибраима ата, он через ученика заместителя Ходжи Ахмеда Ясави Сопы Мухаммеда Данышпана Сузук ата».

Исмаил ата Ибраим ата улы и Ысхак ата Исмаил ата улы жили в районе Казыгурта в XIII-ХІV веках. Он продолжил религиозное учение Ходжи Ахмеда Ясави, напутствовал народ к добру, религии и вере, возвел Турбат (Туркестанская область) в один из духовных центров, и возвеличил его славу. Его потомки продолжили его учение и возвели духовную генеалогию Ясави во влиятельную. Он способствовал активному распространению ислама в мире и на протяжении нескольких столетий народы Мавераннахра и Туркестана, Хорасана и Индии следовали его учению. По приказу повелителя Мавераннахра Амира Тимура в честь Исмаила ата и Ысхак ата были построены три архитектурных комплекса. Первый – комплекс Исмаила ата, состоящий из мавзолеев Исмаила ата, Джабреиля ата, Кошкар ата. Второй – комплекс Ысхак ата, состоящий из мавзолея Ысхак ата. Другие постройки были разрушены. Третий – мавзолей Молда кожи, который является сыном девятым сыном Исмаила ата Кажы ата. Мавзолей не сохранился до наших дней.

Улыкбек Жунисбаев, научный сотрудник.

 

Предыдущий

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО ИЗ АСТАНЫ

Следующий

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ ПРОШЕЛ В САМАРКАНДЕ