ВАЖНО :

nothing found

Выставка «Керамические изделия Туркестанской долины»

Священный и святой, исторический город Туркестан с каждым днем преображается, обновляется и становится более красивым. Город стал областным центром в 2019 году, а 13 февраля текущего года на пленарном заседании депутаты сената одобрили Закон об особом статусе города Туркестан, 3 марта 2025 года был утвержден Закон Республики Казахстан №165/VIII. Эти события имеют большое влияние на изучение истории древнего города Туркестан и разработку планов будущего развития.

Кроме того, в сентябре прошлого года в целях получения статуса «Туркестан – город ремесленников» и членства во Всемирной организации ремесленников Туркестанское городское учреждение поддержки бизнеса и туризма обратилось в вышеуказанную организацию. На основании данного заявления для членов специальной комиссии Организации, прибывшей в г. Туркестан, была открыта выставка «Керамические изделия Туркестанской долины» из коллекции керамических экспонатов музейно-заповедного фонда. На выставке представлено около 200 коллекций керамики и предметов быта из фондов музея-заповедника. Выставка была создана для двух залов здания, а его экспозиционный план состоит из трех основных частей.

Они:

  • — ХV-X вв. до н. э. Из эпохи бронзы VIII-I вв. Образцы керамических изделий до Сакского, Уйсунского периодов,
  • I-V вв. до н. э. между поздней античностью и V-XIV вв. образцы керамики раннего и развитого средневековья,
  • ХV-ХVIII вв. позднее Средневековье и XVIII-XIX вв. современная керамика.

Стоит отметить что, при разработке научной концепции и тематико-экспозиционного плана выставки очень помогло альбом-сборник сотрудников Национального музея-заповедника «Әзірет Сұлтан» «Керамические изделия в Туркестанской долине» (авторы Туякбаев М. К., А. М.Егеубаева)

Вообще, керамика (греч. keramike – гончарное дело, keramos – глина) изготавливается из глины с минеральными добавками и обжигается до твёрдого состояния и является наиболее распространенным археологическим материалом со времен неолита.

Керамика играла огромную роль в быту людей, таких как камень, медь, бронза или железо. В то время как люди сначала пытались сделать грубую глиняную посуду, в настоящее время они используют ее во многих областях науки и производства. [1]

В истории отечественной археологии достигнуты определенные успехи в изучении натурных памятников бронзового века. Поэтому керамика, являющаяся ценным историческим реквизитом, образует основную категорию артефактов из археологических памятников. Изучая керамику, можно рассказать о взаимоотношениях различных групп раннего населения, их перемещениях, особенностях хозяйственной деятельности, некоторых аспектах познания мира, родстве археологических культур и их происхождении. [2]

Основным материалом, полученным при раскопках поселений и курганов, является керамика. Керамические изделия были типом посуды, используемой в хозяйстве и быту, а иногда и для ритуальных целей.

Хотя глиняные предметы являются одним из самых стойких археологических находок, считается, что гончарное искусство появилось сравнительно недавно. Гончарное искусство возникло в древних земледельческих поселениях на юго-западе Азии около 6000 лет до нашей эры. Появление первых видов керамики, добычи и переработки руд среди древних жителей Казахстана приходится на начало неолита – 50000 лет до н. э. [3]

Во время первого общинного строительства гончарным искусством занимались в основном только женщины, а мужчины занимались охотой, животноводством. Женщины также занимались кузнечным делом, самыми простыми видами земледелия и домашним хозяйством.

Глядя на посуду, можно говорить о технике их изготовления. Глина подбирается очень тщательно, иногда она доставляется за несколько километров. Мастера при формовании изделий использовали круглые камни разного размера для прессования дна сосудов. А в качестве инструмента для изготовления посуды использовали стол, т. е. станок – вращающийся агрегат. Для выравнивания стенок сосудов использовались круглые камни, деревянные ножи. А глину обжигали в печах с широким горлышком, используемых в быту, а также в дымоходах плавильных печей. Были времена, когда обжигали в пылающем огне.

Гончарное производство достигло стадии «расцвета» на территориях, находящихся в оседлых условиях. Особенно хорошо развиты районы Сырдарьи и Приаралья, приграничные с Центральной Азией. Об этом свидетельствует большое разнообразие строительных материалов, начиная с посуды, найденной в раскопках города на этой территории. Например, из сосудов племен, населявших нижнюю часть Сырдарьи VII-V вв. до н. э., можно выделить: чаши и миски, стеклянную посуду, кувшины, посуды клювообразным носиком.

В условиях кочевого образа жизни на территории Центрального Казахстана производство керамики осуществлялось путем заказа мастеров по мере необходимости домашнего быта. [5]

Сравнительное исследование формы, техники изготовления и орнамента посуды позволяет определить, что для каждой эпохи культуры бронзового века соответствовала определенная форма посуды.

В раннем бронзовом веке преобладали сосуды с прямыми или слегка выпуклыми, с заточенным горлышком и пологим дном. Распространены еловые узоры, выполненные зубчатой или плоской формой, квадратные, треугольные, овальные канавки, «серповидные» канавки, а также орнаменты, выполненные ногтем. Весь бок и дно сосудов украшались орнаментами. Иногда узор формируется из пересечения прямых, горизонтальных, зигзагообразных линий и вертикальных завитков, заполненных треугольниками. [6]

Сосуды среднего бронзового века имеют плоское дно, и их горла закруглено или промежуток горлом и боками углублен. Узор наносится использованием гладкой или мелкозубчатой формой. Наиболее распространенным в эту эпоху является геометрический узор-треугольник, меандр, трещины, и различные пересечения их зигзагообразной линией. У кувшинов с закругленными краями чаще всего орнаментируется край, горлышко и верхняя часть. А в углубленных горлах изображения располагаются в трех местах – на горлышке, чуть выше, и ближе к дну. Иногда дно также покрыто орнаментом.

Большинство кувшинов позднего бронзового века имеют округлую форму с закругленными боковыми выступами. На их бортики приклеиваются гляные ленты с косыми и крест-накрест выступами. Иногда на горлышко, наряду с другими видами рисунка, рисуют зигзагообразную линию, изогнутую ямку, елочку, «жемчужины». Иногда также встречаются кувшины украшенной овальными углублениями или вовсе без них.

Мастера Андроновского периода использовали формы для производства керамических сосудов. В большинстве случаев мягкая, насыщенная глина могла быть помещена внутрь формы. Применение формы при изготовлении керамики прослеживается в следующем. Дно большинства сосудов сделано с сильным сжатием изнутри, что возможно только при наличии твердой опорной формы, поддерживающей снаружи. Толщина глины независимо от размеров мягких образцов, составляют от 4 до 6 мм.  [7]

При делении археологических культур ученые обращают внимание не только на форму, но и на орнаментацию керамики. Это связано с тем, что древние люди использовали орнаменты на сосуде, на одежде, украшениях и знаках на теле для отличия своих народов от других. Поэтому орнамент на керамике также можно рассматривать как показатель этнической принадлежности. При исследовании важно определить не только способ его изготовления и элементы, но и правила нанесения каждой орнаментальной системы, которая будет служить этническим показателем. Выставка была разработана дополнительно к годовому рабочему плану музея-заповедника, в будущем она будет дополнена новыми данными и ценными экспонатами, а художественные дизайнерские работы будут доработаны. Ожидается, что работу по привлечению молодежи и школьников на выставку будут развивать в сотрудничестве с педагогами музея-заповедника.

Дополнительно разработана выставка вне годового плана работы музея-заповедника, в дальнейшем она будет дополнена новыми данными и ценными экспонатами и усовершенствована его художественно-дизайнерская работа. Ожидается, что работа по привлечению к выставке большого количества молодежи и школьников будет развиваться совместно со специалистами музейной педагогики музея-заповедника.

 Использованная литература:

  • Тұяқбаев М.Қ, Егеубаева А.М. Түркістан жазирасының қыш ыдыстары. Альбом-кітап. Алматы 2018, 176 б.
  • История Казахстана с древнейших времен до наших дней. А., 1993 11-16 бб.
  • Туякбаев М.К. историческая топография и развитие городов и поселений Туркестанского         Оазиса ХІІІ-ХІХ вв. Алматы., 2009. С. 8-9
  • Сайко Э.В. Техника и технология керамического производства Средней Азии в историческом развитии. М., 1982. С. 10-12
  • Баратов С. Архелогические работы в 2000году на могильнике Шербай. Отчет ТАЭ по итогам работ 2000г Архив музея – заповедника «Азрет Султан» -300 c.
  • Левина Л.М. Керамика нижней и средней Сырдарьи в І тысячелетии н.э. М., 1971.
  • Смагулов Е., Григорьев Ф., Итенов А. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана А. 199. С. 175-207

Предыдущий

В Туркестане прошел Международный круглый стол «Наследие Ходжа Ахмета Ясауи и современные исследования»

Следующий

ПОДВЕСНОЙ СВЕТИЛЬНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ