Историко-документальная экспедиция «По следам Ясави», организованная Государственным историко-культурным заповедником-музеем «Азрет Султан», посетила Созакский регион с целью инвентаризации подробных сведений о детстве и жизни до начала проповеди Ходжи Ахмеда Ясави.
Созакский район, богатый более чем 500 историческими, сакральными, генеалогическими местами и мавзолеями, имеет большую значимость в жизни Ходжи Ахмеда Ясави. Предки известного на весь мусульманский мир Ходжи Ахмед Ясави также были почитаемы в обществе за мудрость и благочестие.
— «Нам еще многое предстоит узнать о жизни нашего предка Ходжи Ахмеда Ясави. Следуя по стопам Ясави, мы поставили перед собой задачу узнать историю родителей и предков просветителя, а также узнать начальный этап жизни Ясави. Каждое поколение должно не только представить себе Мавзолей Ясави, но и знать его происхождение, связь с историческими личностями. Это то, что преследовал историко-документальный проект «по следам Ясави». Учение Ясави распространено во многих странах мира. В дальнейшем, следуя по следам Ясави, мы должны обобщить весь собранный материал», -говорит директор заповедника-музея «Азрет Султан» Нурболат Ахметжанов.
В первую очередь члены экспедиции посетили мавзолей Искак баба. Искак баб, являющийся потомком пророка Мухаммеда и праведного халифа Али, внес неоценимый вклад в культурное и духовное становление страны. В исторических хрониках Искак баб является потомком пророка Мухаммеда в шестом поколении.
— «В летописях-насабнамэ указано, что Искак баб прибыл в Туркестан в 150-е годы по хиджре. Он поселился у ручья Каракоз, находящегося на северных предгорьях Каратау, который тогда считался границей между оседлыми народами и кочевыми племенами тюрков. Он построил мечеть и медресе, где обучил детей и привел тюркские племена к исламу. Там его похоронили, а на месте могилы был построен мавзолей. С тех пор место, где покоится великий шейх носит название Баб-ата», — утверждает руководитель отдела культуры и развития языков Созакского района Нургайша Балаубекова.
Мавзолей был построен на месте бывшего города Баладжа. Мавзолей отличается своим строением и способом возведения. Здесь в основном два купола. Один большой, другой маленький. Под младшим покоится Искак Баб, его жена и дети. Задний малый купол имеет диаметр 25 – 27 метров, большой – 36 метров. Считалось, что под большим куполом читается «джаназа-намаз. Мечеть Искак баба внешне напоминает мавзолей Ахмеда Ясави. Исследовательские работы по изучению Искак баба нашли отражение в трудах известных ученых Колосовского, Аристова, Кастаньэ и местных писателей М. Жамекова, Д. Турантеги», — рассказывает местный краевед, историк Бекжан Копжасарович.
По словам старожилов, в 1883 году священнослужители приступили к строительству мечети-мазара к мавзолею Искак баба. В 1901 году В. Колоссовский писал, что мавзолею Искак баба было 1025 лет. Если опираться на данный факт, то мавзолей был построен в 876 году. Вместе с мавзолеем находятся мечеть вместе с домом и медресе. До сих пор сохранились тандыры, где обжигали кирпичи.
— «В народные предания сохранили немало можно легенд и рассказов о том, что Искак баб был известен своим умом и проповедью ислама среди народа, и исповедовал религию в мирных условиях, а не во вторжении. А в советское время, чтобы уберечь мавзолей от уничтожения, местные жители сами ухаживали за мавзолеем», -поделился своими воспоминаниями смотритель мавзолея Ануаров Ахмет.
В ходе визита члены экспедиции, посетили мавзолей Карабура, духовного родственника Ходжи Ахмеда Ясави и известного священнослужителя, читавший джаназа-намаз Ясави. Также члены экспедиции ознакомились жизнью Баба Тукти Шашты Азиза и встретились с местными краеведами-историками, чтобы узнать о захоронении мастера Абдулазизи, который отлил в Карнаке Тайказан.
По словам краеведа Нурмахана Сейтмахановича, местное население называет место захоронения Абдулазиза «гробницей святого Казаншы ата».