Археологические находки свидетельствуют о том, что древние люди, жившие на территории Казахстана хорошо знали структуру и свойства драгоценных камней, минералов и горных пород, и использовали их в декоративно-прикладном искусстве. Бусы из красного и желтого агата и украшения, найденные в курганах Бесшатыр и Есик служат этому доказательством. В этом контексте можно отметить золотые украшения и бусы из жемчуга, янтаря и агата из коллекции музея-заповедника «Азрет Султан», датируемые бронзовым веком, найденные при раскопках городищ и поселений Туркестанского оазиса. Наши предки для декора использовали минералы и горные породы, относящиеся к группе драгоценных камней. Возможно многие знают названия драгоценных камней, однако, не все знают об их свойствах. Поэтому мы решили, представить наши изделия из драгоценных камней, а также рассказать об их свойствах. Одним из таких драгоценных камней является камень халцедон. Относится к группе декоративных камней. Структура камня плотная, очень мелкозернистая. Имеет много разновидностей, окрашенных в различные цвета. В книге ученого И. Куна отмечается, что целебные качества всех видов халцедона одинаковы. Они обладают свойством поднимать настроение, приободрить и успокоить человека посредством излучаемых ими высоких вибрационных волн. Считается, что халцедон подарит гармонию в душе, избавит от депрессии и бессонницы. Камень также обеспечивает защиту от сглаза, порчи и даже от сплетен. Халцедон рекомендуют носить эмоциональным людям, которые все события принимают слишком близко к сердцу. О магических свойствах халцедона ученый Джаспер Стоун пишет следующее: «в древних рукописях халцедон является защитным камнем мореплавателей. Монгольскими мудрецы считали сине-голубой халцедон «камнем радости», камнем, избавляющим от печали и способствующим бодрости. Индусы, монголы и китайцы почитают синий халцедон в качестве источника энергии Инь. Ювелирные украшения из сине-голубого халцедона (разновидность сапфира и темного кварца) обладают свойством укрепления уверенности человека и устранения его тревоги». В ходе археологических раскопок в городищах Южного Казахстана были найдены геммы (печать), выполненные из халцедона. Геммы были найдены при раскопках могильника Коныртобе в Отрарском оазисе, памятниках Жетиасар, городищах Каратобе-Сауран, Сидак ата в Туркестанском оазисе. Сасанидские геммы в виде «ложных колец» датируются ІV-V веками. На поверхности гемм выгравированы различные насекомые, птицы, животные, некоторые из них сложно разобрать. Например, на поверхности геммы в музее-заповеднике «Отырар» изображен олень с многоотростковым рогом, в одной из гемм, найденных в раскопках Саурана и Сидак-ата – птица, а в другой – выгравирован человек верхом на звере, похожего на горного козла. Возможно, эти сасанидские геммы были привезены торговым путем из Ирана. Геммами называли цветные камни узорчатой текстуры. Они изготовлялись в виде «ложных колец» на поверхность которого наносили различные изображения.
1. Гемма с изображением птицы с веткой в клюве. Найдена на культурном слое, который относится ІV-V вв. Размеры геммы: Һ-1,8 см. d- 2,3 см. Выполнена из светлого халцедона в форме большого кольца, сбоку имеется отверстие размером 07х08 мм, сделанное для ношения геммы как талисман. Нижняя часть геммы в форме овала горизонтально отшлифована и отполирована, на поверхности выгравирована птица с веткой в клюве.
2. На гемме, найденный при раскопках городища Сидак ата, имеется изображение человека, сидящего верхом на животном похожего на горного козла. Размеры геммы (печать, инталия): Һ-2 см, d- 2,9 см, среднее отверстие 7х6 мм. В давние времена геммы использовались в качестве декоративных камней для украшений. Также некоторые геммы выполняли функцию печати. Древние печати имели разную форму и на их поверхности наносились множество различных изображений. Например, божества, птицы, жуки, цветы и т.д. Печати изготовлялись из драгоценных камней, золото и серебра. В целях практичности владельцы устанавливали камни-печати на свои кольца и носили их на руках или специально протыкали середину камни-печати и прикрепляли шнурок. Предводители кочевой знати использовали печати с изображениями лошадей, горных козлов, леопардов и грифонов. Каменные печати в форме цилиндра использовались в Ассирии, Вавилоне, Египте, Урарту В Х-V веках д.н.э. Глиптика (от др.-греч. вырезаю, выдалбливаю) – искусство резьбы на цветных полудрагоценных камнях. До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм – инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Инталия в переводе с итальянского означает врезание. В давние времена печати с различными изображениями или изображением правителя использовались для утверждения документов, начиная от приказов государственных органов и заканчивая договорами купцов. Также печати выполняли из различных декоративных камней и драгоценных металлов и носили в качестве талисманов и украшений, считая, что они обладают чудодейственной силой.