Жаудир ана является одной из мечетей, действовавших в первой половине XX века в городе Туркестане. Памятник располагается вблизи охраняемой территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан».
О Жаудир ане, получившей в 40-е годы ХІХ века образование в Туркестанской мечети и ставшей целительницей сохранились некоторые сведения. Приехавшая в Туркестан Жаудир ана всю свою жизнь провела возле мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Она преподавала в медресе и занималась садоводством.
Жаудир ана родилась в 1810 году с физическим недостатком. В 10 лет она оправилась, в 15 лет стала знаменитой красавицей, в 18 лет, т. е. в 1828 году, вышла замуж и родила дочь. После смерти мужа, за которого она вышла замуж в период войны, а затем и дочери, Жаудир ана переехала в Туркестан. Здесь она поучила образование и стала целителем. По сведению исследователя Кадырбая Сармолдаева, она руководила мечетью-медресе Ходжа Ахмеда Ясави в 1840-х годах в возрасте 30 лет. Жаудир ана дважды посещала Мекку. Согласно сведениям, в 1914 году волостные управители Сатбай и Самурат приехали в Туркестан и увезли Жаудир ана в свой край с просьбой оказать содействие в открытии мечети. По сведениям условием приезда Жаудир ана было строительство мечети и обучение детей. Мечеть была построена возле святого Азима в Камыстинском районе Костанайской области, между реками Карасу и Киндикти. Жаудир ана скончалась в 1918 году и была похоронена возле святого Азима. Возможно политические, экономические и другие обстоятельства 1918 года стали препятствием для захоронения Жаудир ана в Туркестане. Жаудир ана более шестидесяти лет своей жизни провела возле мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Она способствовала функционированию мечети и обучению детей в медресе.
Мечети-медресе оказали большое влияние на развитие культуры и изменение политического положения средневекового города Туркестан. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по приказу Амира Тимура в XIV век, способствовал строительству множества мечетей и медресе, изменив религиозное мироощущение города и региона. В книге А.И.Добромыслова «Города Сыр-Дарьинской области» сообщается: до завоевания русскими в 1864 г. в Туркестане было 20 мечетей. После завоевания русскими в 1908 г. количество мечетей увеличилось до 41, а количество школ медресе увеличилось до 22. В 1934-1939 гг. все религиозные объекты Туркестана – церкви, мечети, медресе были закрыты и разрушены. Мечеть-медресе Жаудир ана была разрушена которая в то же время была известна так же, как Баб Араб мечеть и Кок мечеть. В 2013 году сотрудники отдела Археологии государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» провели археологические раскопки в мечети-медресе Жаудир ана. В результате раскопок было обнаружено, что мечеть-медресе Жаудир с четырех сторон окружен улицами. Двор мечети, трапециевидной формы, расположенный посреди четырех улиц окружен толстой и высокой стеной. После углубления котлована на 20 см стал хорошо виден верхний строительный слой. Данное строение оказалось основанием состоящего из трех смежных помещений мечети Жаудир, построенного в XIX веке. В середине юго-западной стены одной из комнат расположена михрабная ниша шириной 2,4 м и глубиной 1 м, ее внутренняя часть и обе рамы оштукатурены и вырезаны растительными узорами. Порог двери обложен каменным кирпичом. Одновременно в мечети и под навесом могли молиться 240-250 мусульман, а если учесть то, что двор мечети составляет 2300 метра, то более 1000 человек могли совершать молитву. Найденные керамические фрагменты показывают, что здание мечети датируется концом ХІV века. В результате были обнаружены фундамент стен здания медресе, состоящего из семи помещений разной площади. Во двор мечети можно было попасть через большие ворота, выходящие на улицу Жана Шахар, проходившие с восточной стороны.
Мечеть-медресе Жаудир ана – самая поздняя (XIV век) и самая известная из 62 мечетей города Туркестана начала XX века была одним из религиозных центров, которая из простой районной мечети превратилась в учебное заведение по подгтовке кариев. Таким образом, мечеть-медресе Жаудир ана занимала особое место среди мечетей Туркестана. Поскольку этот духовный центр, готовил кариев, для выше упомянутых более чем 60 мечетей, а будущих кариев могли обучать только видные учёные, глубоко познавшие смысл Корана, хадисов и шариата.