Восточная баня расположена на расстоянии 80 метров к юго-западу от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави и частично заглублена в землю. Памятник имеет республиканское значение. Координаты: 43˚17.787΄, 068˚16.331΄. Согласно исследованиям археологов, баня была построена в 1580–1590 гг. во времена правления Абдуллы-хана и предназначалась для многочисленных паломников, посещавших мавзолей. Общие размеры сооружения составляют 17 х 15 м, высота — 4,8 м. Все кирпичи имеют одинаковые размеры — 25 х 25 х 5 см. До 1975 года баня использовалась местными жителями по прямому назначению. Сооружение является полузаглублённым, имеет пять куполов, стены сложены из обожжённого кирпича. Баня включает девять помещений, которые в разные периоды использовались для различных целей: здесь находились помещения для омовений, комнаты с горячей и холодной водой, массажные комнаты и другие хозяйственные помещения. В 1979 году Восточная баня была преобразована в музей, чтобы сохранить этот выдающийся памятник средневекового архитектурного искусства для будущих поколений. В целом, о восточных банях и их устройстве писали многие авторы Востока X–XVI вв. как Рудаки, Насыр Хисрау, Ибн Сина, аль-Макдиси, ибн Фадлан, Нершахи, ибн Баттута, Бабур, Васифи и другие.

Во многих средневековых городах Казахстана археологами были обнаружены остатки банных комплексов. Например, в Отырар найдены три бани, относящиеся к IX–XV вв., в Таразе — две бани IX–XII вв., в Сауранe — баня XV века, известная как «муричә», в Туркестане исследована баня, представляющая собой увеличенную и усовершенствованную версию «муричи». Кроме того, следы банных комплексов обнаружены в таких древних городах, как Қаялық, Сарайшық, Ақтөбе-Баласағұн и Жайық (Шаған).
Как показали исследования, средневековые бани делились в основном на два типа. Это наиболее распространённый тип бань, предназначенный для для горожан и паломников— Хаммам. Архитектурное устройство хаммамов и количество помещений в них могли сильно различаться. Туркестанская баня представляет собой усовершенствованную и наиболее развитую форму хаммама, с продуманной системой комнат и технологией отопления. Изначально полноценной восточной бане обычно предусматривалось помещение или «михраб» на стороне «киблы», предназначенное для совершения намаза. В нашем случае эту функцию выполняла комната массажа — «ұқалау» или «қадымхана». Рядом с ней находилась комната с холодной водой «хунукхана», которая также могла использоваться для молитвы. Для омовений перед намазом были предусмотрены специальные ниши — «мұстахабхана», места для подмывания, бритья и очищения. В туркестанской бане такие ниши закрывались плетёными занавесями из камыша (каз. «шиден тоқылған перделер», или «шыпта»). Функцию «тахаратханы» — помещения для омовения ног, рук и лица выполняла комната с горячей водой, известная как «гармхана».
Посетители бани сначала заходил в помещение под названием «чомахана», где снимали одежду. Рядом находилась следующая комната с подогретым полом, где посетители, обвязавшись вокруг талии специальным фартуком — «лунги», некоторое время сидели, привыкая к жаре. Из лунгиханы переходили в восьмиугольное центральное помещение для омовения — «миан сарай». Здесь, в расположенной посередине большой восьмиугольной ванне, разогревались и распаривались. После этого проходили в горячую парную «гармхана», где тщательно прогревались, затем обливались горячей водой из специального ковша («таза») и направлялись в холодное помещение «хунукхана». Здесь в углу, называемом «саршуй», смешивая горячую и холодную воду, полностью намыливались и смывали пену тёплой водой. Этот процесс повторялся несколько раз, после чего посетители отправлялись в комнату отдыха — «чайхос», где пили чай. В нашей бане эта функция выполнялась зимой в помещении при входе, а летом — под открытой навесной верандой. Здесь на деревянных лежанках люди, укрывшись халатами, пили чай и вели беседы. Восточная баня в то время считалась местом, где узнавали все городские новости: обсуждали цены на базаре, решения городских властей, указы ханов, делились слухами и мнениями. Посещение бани через день стало привычным и даже упоминалось в написанных в XI веке правилах пользования баней. В комплексе также находились помещение «чоххана» с колодцем, снабжавшим баню холодной водой, подземное помещение с очагом — «гулхан» и хранилище для дров. Такой полноценный комплекс назывался «хаммами мухтасар». Подобные большие бани обычно строили с внутренней стороны главных городских ворот, через которые проходили караваны. Рядом с ними часто возводились караван-сараи, небольшие мечети, а у самих ворот, по обеим сторонам площадей, располагались лавки. Такие площади назывались «майдан», и их часто перекрывали крышами, превращая в небольшие крытые базары.
«Хаммами мухтасар» строились таким образом, что их помещения наполовину заглублялись в землю для лучшего сохранения тепла, и снаружи выступали лишь купола (надеемся понятно, почему наша баня расположена в низине). Подобные бани имели два отдельных отделения — для мужчин и женщин, однако чаще всего они обслуживали женщин и мужчин поочерёдно: один день — женщин, другой — мужчин.

Второй тип бань напоминал современные душевые. Здесь специальный служитель, находившийся на втором этаже, лил тёплую воду сверху через трубу. На самом деле, эти небольшие бани также строились из обожжённого кирпича внутри специально вырытых глубоких котлованов. Пол и стены отапливались системой каналов, проложенных внутри. Такие бани назывались «мүрича» и возводились во дворах квартальных мечетей. Пользоваться ими могли, в основном, жители данного квартала, а также гости и путники. В то время молиться дома считалось неподобающим («нас»), так как дома в основном состояли всего из двух-трёх комнат, поэтому каждый мусульманин приходил в мечеть своего квартала, где принимал омовение («ғұсыл») в бане перед намазом. Те, кто не заходил в баню, совершали обряд очищения во дворе мечети: в «мұстхабхане» омывали интимные части тела, а в «таһаратхане» мыли руки, ноги, лицо, голову, шею и предплечья, готовясь к молитве.
Посетители «мүрича» раздевались в специальной комнате, затем проходили в моечное помещение и, слегка постучав по выступающей из стены трубе, подавали знак служителю воды — «Қадым». Каждому человеку полагалось трижды обливание тёплой водой из 4–5-литрового тыквенного сосуда, называемого «дастқада». Первый раз водой смывали пыль и грязь, затем намыливались, второй раз ополаскивались, а третий раз — смывали остатки мыла, иногда используя для ухода за волосами айран. Такие бани обычно строили глубоко в земле, полностью засыпая сверху землёй и оставляя на поверхности только дымоходы. Интересно, что общественные «мүрича» предназначались исключительно для мужчин. Каждая мүрича имела собственный колодец, а если его не было — рядом располагался специальный водоём для хранения холодной воды — «сардоба». Этот резервуар сооружали из обожжённого кирпича в форме купола, тщательно обмазывали внутри и снаружи особой влагонепроницаемой смесью, называемой «қыр», чтобы вода не просачивалась. Также рядом находилась дровяная кладовая.
Согласно средневековым письменным источникам, в городе Балх насчитывалось более 500 «мүричей» наряду с крупными общественными хаммамами, в Бухаре их было более 200, а путешественник П.И. Демезон, посетивший город в 1833 году, писал о наличии там 50 больших хаммамов. В Туркестане, по данным 1911 года, существовала 41 мечеть, и при некоторых из них имелись «мүрича» -бани. В период 2019–2023 годов в районе шахристана города был обнаружен крупный «мүрича», который стал объектом археологических исследований.
Литература:
- Баня восточная // Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. А., 1994. –С.280. № 590.13.
- Туякбаева Б.Т., Проскурин А.Н. Восточная баня в г.Туркестане// Сб.Каз ПТИ «Архитектура и строительство». А-А., 1973. Вып.4. –С. 133-138.
- Шығыс моншасы. [Буклет]. А., 2010. ӘСМҚМ.
- Тұяқбаев М. Шығыс моншасы жайлы бірер сөз. // «Түркістан» газеті, 2016ж. №33 (9320), 29 шілде. 5-б.
- Шығыс моншасы // Түркістан энциклопедиясы, І-том. Астана, 2023. 218-219 бб.
- Мирбабаев А.К. Ходженские квартальные бани «мурича»-одна из древнейших традиций среднеазиатской миниатюрной бани //Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1980,-С.160-174.
- Байпаков К.М. Силует отрарских бань // По следам древних народов Казахстана. А-Ата, 1990,-С,80-92.
- Перевод с казахского на русский язык выполнен Гульназ Бейбитбеккызы, сотрудником научного центра «Ясауитану»








