Оперу «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини с триумфальным успехом представили 13 июля артисты «Астана Опера» на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои в Ташкенте. Грандиозный спектакль завершил гастроли столичного театра, состоявшиеся в рамках Года Казахстана в Узбекистане. Гастрольный тур был организован Министерством культуры и спорта РК.
Симфоническим оркестром «Астана Опера» руководил знаменитый итальянский маэстро, артистический директор одного из крупнейших театров в Европе – «Карло Феличе» — Джузеппе Акуавива, являющийся известным специалистом по пуччиниевским операм, знающий тонкие детали этого достаточно сложного в исполнении стиля. Именитого дирижера связывает большая дружба с театром «Астана Опера».
Музыканты оркестра играли мастерски, органично и казалось, будто музыка лилась со сцены.
Эта опера, насквозь пропитанная веристским духом житейской правды, была любимейшим творением Дж. Пуччини, ее он мог «слушать без утомления вновь и вновь». Покорила она и сердца ташкентских зрителей, тронутых трагедией маленькой гейши. С последними аккордами переполненный зал взорвался аплодисментами, спектакль поразил жителей Ташкента и гостей столицы.
— Все очень хотели увидеть и услышать оперу «Абай», которой вы открывали гастроли, мы удивились могуществу и красоте голосов: певцы просто жили на сцене, а также мы были в восторге от великолепной сценографии. Закономерно, что ташкентский зал уже давно так бурно не аплодировал стоя. И мы с нетерпением ждали оперу «Мадам Баттерфляй». Меня впечатлили декорации, зрелищный, красивый спектакль. Приковывали внимание исполнители, а также хоровые массовые сцены, представленные в самом начале спектакля. Впечатлил бассейн, который все время сверкал. Чувствуется мастерская рука режиссера, художника по костюмам, сценографа, — отметила Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, музыковед, доцент кафедры истории музыки и критики ГКУз Инесса Гульзарова.
— Я очень счастлива слышать наших коллег, служителей искусства, музыки. Этот приезд я считаю праздником для нас. Потрясающие, сильные и выразительные, совершенно замечательные голоса, такое прекрасное бельканто, хор очень подвижный, гибкий. Образы у артистов получились законченные, ясные, как и потрясающая работа в дуэтах. Нужно отметить мастерство оркестра, в балансном отношении звучал прекрасно: не забивал артистов, очень высокий класс. Оперное искусство – это показатель развития культуры. Умение исполнить итальянскую оперу в таком качестве – высокое достижение, — считает композитор Дилором Сайдаминова.
— Без всякого преувеличения хочу выразить свое абсолютное восхищение. Я имел удовольствие быть в Астане, в «Астана Опера» и то, что он за 6 лет сумел стать одним из самых привлекательных театров на планете, и не только в плане архитектуры и созданных удобств и для зрителей и артистов, но главным образом, поражает высокий художественный уровень. Не все театры могут похвастаться, но у вас за это время побывали ведущие звезды оперной и балетной сцены. Такое отношение нужно завоевать, это не просто уважение к республике, к народу, это признание театру. Ваши спектакли — огромное явление в культурной и духовной жизни Узбекистана, это подтверждение тому, что наши связи укрепляются, — сказал журналист, искусствовед, кандидат философских наук Аъло Ходжаев.
— Все очень гармонично зрительно и то, что я слышу, одно над другим не доминирует, а это очень важно. Артисты тонко чувствуют музыку. Гастроли «Астана Опера» — большое событие, благодаря вам город становится все более культурно событийным, — подчеркнул художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров.
— У вас замечательные артисты, которые представили на очень высоком уровне популярную историю «Мадам Баттерфляй». Каждый раз, когда приезжаю в Нур-Султан, я посещаю театр «Астана Опера», который всегда демонстрирует высокое качество, мировой стандарт, как и сегодня. Прекрасное качество спектакля, я действительно был под впечатлением. Поздравляю «Астана Опера» с успешными гастролями. Я видел множество спектаклей в Европе, и ваше представление показывает самые высокие международные стандарты, — поделился посол Народной Республики Бангладеш в Казахстане и Узбекистане Масуд Маннан.
— Сегодня был настоящий праздник высокого искусства. Я очень рад приезду наших коллег из Казахстана. Они были великолепны, то, что они делали — это мировой уровень, — дал свою оценку Заслуженный артист Узбекистана, саксофонист Юнус Гульзаров.
С самого начала оперы исполнительница партии Мадам Баттерфляй — Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай — держала в напряжении зрительскую аудиторию. И уже к завершению последней сцены слушатели не сдерживали своих слез. Образ Баттерфляй – самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Беззащитная, верная, она обладает внутренней силой и не способна на компромисс. Душевная драма Чио-Чио-сан в опере раскрывается глубоко, всесторонне, во всем богатстве эмоциональных оттенков. Сюжет диктует важность не только вокального, но и актерского мастерства. С уверенностью можно сказать, что с этой непростой партией Жаннат Бактай справилась прекрасно. Всегда рядом с Баттерфляй находится ее преданная служанка Сузуки. Понимая безысходность ситуации, она делит со своей госпожой все невзгоды долгого ожидания встречи с Пинкертоном. Этот образ тонко и проникновенно раскрыла Заслуженный деятель Казахстана Дина Хамзина. Звезда казахстанской оперной сцены, обладательница прекрасного меццо-сопрано, продемонстрировала отточенное актерское мастерство и виртуозные вокальные данные.
Беззаботного любителя приключений Пинкертона по-актерски талантливо и вокально безупречно создал Заслуженный деятель Казахстана Медет Чотабаев. Итальянцы признали, что он один из немногих, кто продолжает традиции бельканто. За большие заслуги в оперном искусстве Медет Чотабаев был удостоен звания кавалера Ордена Звезды Италии. Впрочем, муки совести его легкомысленному герою не чужды, но с раскаянием он опаздывает…
Образ добропорядочного американского консула Шарплеса воплотил на сцене Заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев. Его мягкий глубокий баритон и неторопливость движений контрастировали с порывистостью Пинкертона. А природное благородство певца было созвучно образу Шарплеса.
Прекрасное актерское мастерство и превосходные вокальные данные продемонстрировали Рамзат Балакишиев, Талгат Галеев, Жанат Шыбыкбаев, Умержан Кадыров, Шынгыс Расылхан, Самат Жарылкасынов, Елена Ганжа, Мадина Исламова, Назым Сагынтай и Сарсенбай Арнур. С особым шармом представила на сцене свою американскую героиню Кэт — Татьяна Вицинская.
— Замечательная публика, перед ней хотелось петь, потому что все мы чувствовали отдачу, это очень важно для певца. На этой исторической сцене мы показали свое искусство. Надеюсь, что мы привезем сюда еще много новых, красивых опер,- отметил Медет Чотабаев.
— Какой жаркий климат, такая же горячая публика, нас принимали радостно, дружелюбно. Я в восторге. После каждого эффектного номера нас поддерживали аплодисментами, — поделилась Жаннат Бактай.
Как всегда был великолепен хор под руководством Заслуженного деятеля Казахстана Ержана Даутова.
Сценография для этого спектакля с японским колоритом была создана выдающимся художником современности Эцио Фриджерио. В ней отражен глубокий психологизм истории маленькой гейши. В начале спектакля дом Чио-Чио-сан украшен флагами и окутан нежными цветами, его окружает прекрасная природа, что отображает надежду на счастливое воплощение в жизнь наивной мечты героини на совместную жизнь с Пинкертоном. Дом, пришедший в запустение, увядшие цветы созвучны внутреннему состоянию самой Баттерфяй в конце спектакля: надежды на светлое будущее больше нет.
Расписанные вручную панели раздвигались на глазах у публики, что позволяло увидеть изображение города, раскинувшегося на холме. Ко всему этому прибавилась игра света и 3D-эффекты. Завораживали внимание публики блики воды на озере перед домом Баттерфляй. Для этого были использованы уникальные полномасштабные конструкции: 18-метровый бассейн, в котором, кажется, можно было увидеть отражение и солнца, и звёзд.
Каждый костюм в этой постановке был произведением искусства. А создавались эти наряды по эскизам оскароносной Франки Скуарчапино. Законченные образы героинь создали головные уборы и парики. Костюм главной героини – это настоящее японское кимоно, выполненное вручную, оно представляет собой огромную художественную ценность. Такой подарок получил театр «Астана Опера» от Посольства Японии в Казахстане.
Спектакль «Мадам Баттерфляй» был представлен столичными артистами ярко и очень проникновенно. Дж. Пуччини создал подлинную музыкальную трагедию, которая на все времена сохранила главное свое достоинство – воспетые в музыке высокие человеческие чувства.
Спектакль «Мадам Баттерфляй» посетили деятели культуры и искусства, ветераны, а также представители казахской диаспоры. Несмолкающие аплодисменты долго звучали в адрес артистов, маэстро и музыкантов оркестра.
Гастроли вызвали огромный интерес у жителей и гостей столицы Узбекистана, которые с восторгом говорили о спектаклях «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, а также восхищались профессиональным уровнем казахстанских исполнителей. По их мнению, тур «Астана Опера» стал настоящим историческим событием в культурной жизни двух стран.