ВАЖНО :

nothing found

ТОБЫКТЫ ЖАНДОС БАТЫР ОЛЖАЙУЛЫ (1715-1752 гг)

Когда судьба нашего народа была в опасности и надвигалась война, лидеры страны, бии, мудрецы того времени напрямую способствовали принятию в основного государственного закона «Жеты Жаргы». Мудростью Анет бабы, Толе би, Каз-даусты Казыбек би и Айтеке би, Аз Тауке хан создал Ханский совет для решения «Государственных вопросов». На совет созывались султаны, бии и военачальники.

Одним из сложных периодов, когда народ был подавлен врагами, казахи потеряли свое единство, и даже почти исчезли как нация, это время называлось «Ақтабан шұбырынды — Алқакөл сұлама».

«Мужчина познается в трудности», защищая свою страну и землю, выражая отвагу, и стоя смело перед врагом, чью храбрость помнит народ, кто был защитником своей страны, и чьи имена стали девизом для страны, это Богембай батыр, Шакшак Жанибек, Кокенай батыр, Борибай батыр, Койлыбай батыр, Жаугаш батыр и т.д. Можно упомянуть героев, которые защищали свою страну и свою землю, которые стали символом нации. Сегодняшняя тема будет о смелом, сильном и мужественном Жандосе батыре Олжайулы.

Согласно имеющимся сведениям о Жандос батыре, он родился в 1715 году и умер в 1752 году. Жандос – в юности прошел боевую подготовку у Мамай батыра и с тринадцати лет «Младший сын» Олжая Жандос был слугой, учеником и младшим другом Мамай батыра.

Однажды, в возрасте 9 лет, Жандос отправился на калмыцкие и казахские линии фронта от реки Терисаккан в Торгае, где он с терпением, упорством и трудолюбием выхаживал своих двух младших братьев — Бокенши и Борсакты, которых выкармила верблюдица и благополучно доставил их домой. Из таких исторических данных можно понять, что боевые качества, терпение и упорство Жандоса батыра имелись еще в детстве.

Согласно генеалогии, происхождение Жандоса батыра берет начало из Среднего жуза, в том числе Аргын-Тобыкты, точнее Рыспетек-Мусабай-Суйирбас-Сары-Умбетай-Кишик-Айтек-Олжай-Жигитек (Шакарим Кудайбердиулы, Шежире, А., 1990. с. 78-81)

Однажды Жандос батыр попал в руки калмыцких лазудчиков. Хотя он сказал: «Я иду искать потерявшегося верблюда», калмыки поймали вооруженного Жандос батыра, завернули его в войлок, разожгли под ним костер и издевались над ним, гадая, как он умрет. В этот момент на небе появилась темная туча, ударили гром и молния, и калмыцкие лазудчики, испуганные и растерянные, сели на коней и пустились в бега. Войлок сгорел, но святой дух Жандос батыра спас его. Этот дух передался его старшему сыну Кенгирбаю Би и внуку святому Ералы.

Родственные братья Мамай батыр и Жандос батыр задумались, что если мы умрем и станем мучениками, где будут искать нас будущие поколения? Они поклялись, что живой отвезет тело ранее умершего в мавзолей султана святых Ходжи Ахмеда Ясауи и похоронит.

Согласно клятве, Мамай батыр с большим воиском отвез тело своего младшего брата Жандоса батыра в Туркестан, установил на его могиле его копье и белый флаг, таким образом похоронил его.

Жандос батыр Олжайулы, неустанно трудившийся ради своей страны и земли на пути к независимости казахского народа, похоронен в священном мавзолее Туркестана Кул Ходжи Ахмеда Ясауи вместе с ханами, батырами и другими знатными людьми казахского народа.

Б.Байбол. Начальник научного отдела

Предыдущий

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ РАБОТЫ НАУЧНОГО КЛУБА «ЯСАУИ»

Следующий

Какие были рынки Туркестана?