ВАЖНО :

nothing found

Шилдехана, XI–XII вв.

Сооружение расположено в 22 метрах к северо-западу от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Памятник республиканского значения. Координаты: 43˚17.864΄, 068˚16.220΄. Слово «Шилдехана» происходит от персидского «чеһел» — «сорок» и «хана» «дом, помещение», что в совокупности означает «дом, где проводят сорок дней». Это религиозно-духовное сооружение было исследовано в 1958 г. по решению Совета Министров Узбекской ССР исследовательницей Н.Б. Немцевой, а в 1972–1973 гг. вновь изучено казахстанским археологом Т.Н. Сениговой, которая получила новые данные. Во время первых раскопок вдоль восточной и западной стен были проложены два стратиграфических шурфа, и на основании результатов было сделано заключение, что Шилдехана построена в XI в. Были также вскрыты сохранившиеся на высоту человеческого роста стены, остатки арок по четырём сторонам и входной проём. Однако внутреннее пространство постройки оказалось заполнено слоем земли с человеческими и животными костями, а также обломками кирпича и посуды, поэтому оно тогда не было исследовано. Эту задачу выполнили при повторных раскопках 1972–1973 гг.  Размер раскопа составлял 12х12 м и располагался в 22 м к северу от мавзолея. После раскопок 1958 г. место было вновь засыпано, при этом туда же свалили остатки реставрационных работ: обломки кирпичей, алебастр, известь, песок, камни и глину. С большим трудом удалось выявить юго-восточную стену, толщина которой составляла 1–1,1 м. Кирпичи были уложены на глиняный раствор, их размеры — 25х25х5 см и 26х26х5 см. Внутри стена была покрыта толстым (2,5–3 см) слоем алебастровой штукатурки (гипса).  Постепенно стало ясно, что сооружение имеет прямоугольную форму, размерами 6,78х5,04 м и сохранившейся высотой до 1 м. Оно ориентировано с запада на восток. В углах прямоугольника находились пилоны шириной 95 см и толщиной 1 м (вертикальные опоры, удерживавшие арку с двух сторон). Над этими четырмя арками установлен купол. В 1958 г. высота западной и восточной стен составляла 2,37 м, а южной — 1,96 м. Купол в то время сохранялся на высоту 30–40 см, однако к 1973 г. эта часть уже обрушилась. В центре западной стены обнаружен дверной проём шириной 1,06 м, выполненный в виде коридора длиной 3 м, который заканчивался ступенью, ведущей наружу, и порогом входной двери.

При раскопках вдоль северной стены сооружения были обнаружены повторно захороненные человеческие кости, фрагменты посуды, перемешанные с костями животных. Сверху всё это оказалось заваленным обрушившейся северо-западной стеной. Сосуды происходят из культурного слоя XV–XVI вв., характерного для Туркестана и Отрара, само же сооружение возведено в XV веке. Первоначально оно использовалось для проведения религиозных обрядов, а начиная с XVI века превратилось в место захоронения привозимых издалека умерших. В XVII веке сюда начали выбрасывать кости животных, которых забивали для приготовления «халим аба»; вероятно, в это время купол уже обрушился и строение утратило своё предназначение. Жители города в 1980-е годы рассказывали, что Шилдехана была построена для испытания учеников, вставших на путь суфизма, здесь они проходили сорокадневное испытание. Человек, принявший суфизм, находился сорок дней под наблюдением наставника, совершенствуя своё знание без выхода на свет, читая намаз, Коран, изучая «хикметы», занимаясь зикром. Лишь выдержавший такое испытание мог продолжить обучение у шейха. Судя поэтому, Шилдехана, вероятно, была построена изначально под землёй. Один из старожилов рассказывал, что в 1930–1940-е годы из коридора Шилдеханы существовал подземный ход, ведущий в Мечеть мавзолея, и что в детстве они спускались туда и выходили через углубление в полу небольшой комнаты в западном углу михраба мечети, где играли.  По свидетельствам М. Е. Массона и других русских ориенталистов, в мавзолее по вечерам в Мечети собиралось много людей для совершения громкого зикра «Жахр». XIX в. авторы отмечали, что громкий голос «Алла-һу», исходивший из глотки зикрщиков, был слышен на весь город. Возможно, эта традиция началась ещё в XV веке, и сорокадневники, проходившие испытание в Шилдехане, через подземный ход выходили в Мечеть для участия в жахр-зикре. Как бы то ни было, в 1975 году, когда вокруг мавзолея были вырыты дренажные каналы и колодцы, этот подземный ход был разрушен и по-видимому следов не осталось.

Относительно сорокадневного испытания Пророк Мухаммед (с.ғ.с.) говорил: «Кто проведёт сорок дней и ночей в поклонении и служении Аллаху с искренним намерением ради Его довольства, тому Аллах источит поток мудрости из сердца на язык». Следуя этому завету Пророка, последователи Ходжа Ахмеда Ясави в своё время строили культовые сооружения для уединённого поклонения Богу. Полностью разрушенное со временем религиозно-архитектурное строение было восстановлено в 1980-е годы. Сооружение имеет прямоугольную форму и частично заглублено в землю. В XII–XIV веках оно было построено специально для совершения религиозных обрядов. В плане здание прямоугольное, расположено напротив мавзолея. Стены были оштукатурены ганчем, следы этой штукатурки сохранились и на полу.

Литература:

  1. Немцева Н.Б. Археологический отчет по работам у архитектурного комплекса Х.А.Ясави. Архив РНРПМК, №709,-С.3-40.
  2. Мұстапаева Д. Шілдехана // Түркістан – руханият бесігі. Лингво – өлкетану энциклопедиясы. Нұр-Сұлтан, 2019. 483-484 бб.
  3. Сенигова Т.Н. Культовые сооружения около мовзелея Х.А.Ясави // Археологические иследования в Отраре. А-А., 1977. –С.42-52.
  4. Смагулов Е., Григорьев Ф., Итенов А. Очерки по истории и архелогии средновекового Туркестана. А., 1999. –С. 144-145.
  5. Шілдехана, ХІІ-ХІҮғғ. // Түркістан өңіріндегі тарихи – мәдени ескерткіштер. А., 2016. 15-16 бб.
  6. Перевод с казахского на русский язык выполнен Гульназ Бейбитбеккызы, сотрудником научного центра «Ясауитану»
Предыдущий

Подземная келья (кылует) Аулие Кумчик ата, XII в.

Следующий

Подземный комплекс «Кылует», XII–XV–XIX вв.