Поселение Шойтобе-I находится примерно в 7 километрах к югу от города Туркестан, всего в 200 метрах к юго-востоку от руин древнего городища Шавгар-Шойтобе. Координаты: 43˚14.501΄, 068˚18.405΄. Высота над уровнем моря — 255 м. Размеры поселения: СЗ — 470 м, ЮЗ — 470 м, ЗБ — 370 м, ВЗ — 340 м. Впервые памятник был исследован в 1997 году археологической экспедицией под руководством Е.А. Смағұлова. Позднее, в 1996–2000 годах, археологи под руководством М.Қ. Тұяқбаева выяснили, что древний город Шойтобе-Шавгар прекратил своё существование в начале XIII века, однако часть его жителей не покинула эту местность. Исследования показали, что судьбы горожан сложились по-разному: одни ушли вместе с войсками Хорезмшахов в города на левом берегу Сырдарьи; другие переселились в Ясы — будущий Туркестан; третьи построили новое поселение всего в 200 метрах от старого города. Учёные считают, что ещё в XII веке на этом месте находились рабад — пригородные районы древнего Шавгара. Но начиная с XIII века поселение выросло и превратилось в крупный населённый пункт. В 1999 году Туркестанская археологическая экспедиция вновь провела раскопки под руководством Е.А. Смағұлова и М.Қ. Тұяқбаева.

В 1999 году специальный отряд Туркестанской археологической экспедиции (под руководством М. Туякбаева) заложил стратиграфический шурф на поселении Шойтобе-I. Размеры шурфа составляли 4 метра в длину и 2,5 метра в ширину, при этом был вскрыт культурный слой толщиной 3,5 метра. Установлено, что культурный слой состоит из двух строительных горизонтов. Первый горизонт сформировался в IX–XII веках, второй, верхний — в XIII–XV веках. Жители начали осваивать поселение Шойтобе-I уже в IX веке и, в отличие от обитателей Шойтобе-II, проживали здесь не до конца XIV века, а вплоть до начала XV века, после чего постепенно начали переселяться в Ясы–Туркестан. Население занималось не только земледелием и скотоводством, но также керамическим производством и обработкой стекла. Среди собранных материалов встречается большое количество фрагментов непрозрачного, мутного оконного стекла, а также куски стеклянных сосудов, окрашенных в бирюзовый и синий цвета. Особенно северная часть поселения отличается обилием фрагментов стекла и оконных стёкол. После разрушения города Шавгар–Шойтобе в начале XIII века численность населения на данном поселении значительно увеличилась, что привело к его расширению. К началу XV века площадь поселения достигала 17,4 гектара, что делало его одним из крупнейших поселений того времени. Его называют поселением, а не городом, потому что здесь не выделялись ни цитадель, ни шахристан, а по требованию монголов оно не было окружено оборонительными стенами и укреплениями.
Жители поселения, вероятно, переселились в город Туркестан в конце XIV века, когда началось строительство комплекса Ходжа Ахмеда Ясави (Әзірет Сұлтан). Как бы то ни было, на территории поселения не обнаружено следов пожаров или военных действий. Судя по всему, население постепенно покидало поселение и переселялось в город. Возможно, причиной этого послужили их успехи в стеклоделии и керамическом производстве.
Что касается названия поселения, то в IX–XII веках этот регион (оазис городов Туркестана) входил в состав Огузского государства. Многие топонимические названия, оставленные народами и племенами, проживавшими здесь в то время, сохранились до наших дней и являются историческими свидетельствами той эпохи. В средние века, как и позже, независимо от того, вели ли они кочевой или оседлый образ жизни, племена и роды старались жит вместе и обустраивать общие поселения.
Об этом свидетельствуют сохранившиеся в Туркестанской области, а также на территории бывшего одноимённого района названия населённых пунктов, происходящие от огузских племён и родов: в селе Карнак жили представители племени Карнук, в Карашыке — племени Караджук, в Байылдыре — Байылдұр, в Орангае — Уран-Кайы, в Окшы-ата — Окшы, в Шаулдере — Шавулдур, в Казыгурте — Казгурт, в Турбате — Турбатлы, в Мурдетобе — Мурде, а в Шойтобе — представители племени Шой. В те времена строго соблюдался принцип «У ішсең — ұруыңмен» («хоть яд пить – лишь бы со своим родом»). Эти племена известны как потомки и внуки сыновей Огуз-кагана, чьи имена сохранились в исторических письменных источниках, в том числе в знаменитом эпосе «Оғызнаме». В окрестностях Туркестан до сих пор сохранились городище Шойтобе, поселения Шойтобе-I, Шойтобе-II и мазар Шоймола. Эти сведения встречаются как у Махмуда Кашгари, так и у Абилгази Бахадур-хана.
Литиратура:
- Әбілғазы. Түрік шежіресі. А., 1992. 24-26 бб.
- Туякбаев М. Историческая топография и развитие городов и плселений Туркестанского оазиса (ХІІІ-ХІХвв.). А., 2009. –С.129-131, 202-204.
- Түркістан өңіріндегі тарихи – мәдени ескерткіштер. А., 2016. 71 б., №58.
- Смагулов Е., Туякбаев М., Баратов С., Бурнашева Р. Отчет туркестанской археологической экспедиции по итогам работ 1999г. А., Туркестан, Ташкент-2000г. Архив музея-заповедника «Азрет Султан» (Рукопись).
- Перевод с казахского на русский язык выполнен Гульназ Бейбитбеккызы, сотрудником научного центра «Ясауитану»








