ВАЖНО :

nothing found

Подземный комплекс «Кылует», XII–XV–XIX вв.

Расположен в 120 м к югу от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Координаты: 43˚17.776΄, 068˚16.247΄. Памятник республиканского значения. Это одно из средневековых религиозных сооружений, возведённых в XII веке и действовавших непрерывно до первой половины XX века. Комплекс расположен частично под землёй. По словам учёных, слово «кылует» происходит от арабского «халуатун» — «уединение, уединённость» и означает место для поклонения Создателю в отрыве от мирской жизни, в уединении. Здесь главным образом совершалось одно из ритуальных поклонений, обряд «зикр». В трудах исследователей упоминается, что Ходжа Ахмед Ясави, достигнув возраста Пророка (63 года), специально построил кылует и провёл здесь оставшуюся часть своей жизни. Кроме того, именно здесь он воспитал многих своих учеников и написал такие произведения, как «Диуани хикмет», «Мират-ул-қулуб», «Пакырнама» и другие. Комплекс состоял всего из 18 помещений.

В восстановленной ныне подземной мечети имеется три входа. При строительстве были предусмотрены все условия как для совершения религиозных обрядов, так и для повседневной жизни. Здесь находились Джамаатхана (зал собраний), мечеть, хозяйственные помещения, комнаты для приготовления горячей воды, для омовения и столовая.

Кроме того, здесь в подлинном виде сохранилась «Ғар» комната Ходжа Ахмеда Ясави, расположенная на глубине четырёх метров под землёй. Эта комната, рассчитанная на одного человека, имеет стены и купол квадратной формы, выложенные из обожжённого кирпича и перекрытые по технологии «Балхи».

Самым большим помещением комплекса является Джамагатхана, и только в ней имеется окно. Здесь же возведён купол кылуета. Потолок подземного сооружения изнутри выполнен из дерева, а крыша покрыта жестью (тунке). Для её поддержания установлены специальные опорные столбы. Во всех помещениях встречаются ниши для светильников. Внутренняя высота здания составляет 4,8 м, длина — 20,9 м, ширина — 14,7 м, высота колонн — 3,8 м, а общая высота вместе с куполом — 6,4 м.

Во время Великой Отечественной войны строение было разобрано, а кирпичи использованы для возведения маслобойного завода. В 1972–1973 гг. Т.Н. Сенигова и в 1979 г. Е.А. Смагулов провели археологические исследования, в результате которых было установлено местоположение кылуета XV–XVI вв. Он был восстановлен по макету архитектора А.Л. Шмидта 1942 г. В ходе исследований и реставрации выяснилось, что комплекс возводился в несколько этапов. В 1994 г. он был внесён в сборник «Свод историко-культурных памятников Казахстана» по Южно-Казахстанской области под №590.11 и взят под охрану государства.

По результатам исследований Т.Н. Сениговой и Е.А. Смагулова было установлено, что строительство кылуета состояло из двух этапов. Самая ранняя часть (помещения №1–7) возведена в XV–XVII вв., а северо-восточный сектор (помещения №8–20) — в XVIII–XX вв. Только комната «Ғар» №18 (расположенная под помещением №3) относится ко времени Ахмеда Ясави, то есть к XII веку.  В 1996 г. Туркестанская археологическая экспедиция (Е. Смагулов, М. Туякбаев) провела раскопки в мечети (помещение №3), под полом которой находилась «Ғар». Выяснилось, что стены комнаты «Ғар» не совпадают по направлению со стенами мечети, что указывает на разное время их постройки. Стены «Ғар» отклонены на 15 градусов, в результате чего она оказалась под входом в мечеть. В первоначальном плане люк, ведущий в «Ғар», располагался снаружи северо-восточной стены мечети (что подтверждает макет А.Л. Шмидта 1942 г.). Однако при реконструкции в 1980-е гг. северо-восточную стену мечети сместили примерно на метр, и люк оказался внутри помещения.

Раскопки, проведённые снаружи комнаты «Ғар», показали, что мечеть изначально была построена из сырцового кирпича, а её южная стена возведена поверх «Ғар». Таким образом, мечеть из сырца появилась позднее «Ғар», но раньше, чем кирпичная мечеть. Над «Ғар» сохранился фрагмент самого первого пола мечети. Это помещение могло служить либо мечетью, либо местом проведения зикр. В комплексе «Кумчик ата» зикрхана и «Ғар» расположены рядом, а здесь, вероятно, зикрхана была возведена над «Ғар». В XV–XVI вв. при расширении кылуета функцию зикрханы выполняла большая комната №7 — Джамагатхана. При стратиграфических раскопках у внешней стены «Ғар» на глубине 315 см были найдены фрагменты керамики караханидского времени (XI–XII вв.). Это доказывает, что при сооружении «Ғар» сначала вырыли глубокую яму, поместили в неё комнату, а затем снова засыпали землю, в которой оказались и осколки сосудов. Северная часть кылуета была построена в конце XIX – начале XX вв. Здесь, помимо местного квадратного кирпича, использовался и так называемый «русский кирпич» прямоугольной формы (особенно в помещениях №16 и 17).

Зимой, во время «шилде» (с 22 декабря по 2 февраля), в Туркестан собирались проповедники учения Ясави со всей Средней Азии, Кавказа и Казахстана. Они проводили сорокадневный зикр. Считается, что эта традиция возникла в память после ухода из жизни Ахмеда Ясави, в зимнее «шилде». Учёный В.А. Горделевский отмечал, что в комплексе имелись также гостевые дома и конюшни, а во время зимней шилде в Туркестан собиралось по 20–25 тысяч человек, которые совершали зикр и декламировали наизусть его «Хикметы». На западной стороне мавзолея находился ещё один комплекс «Малый Кылует», который также был разрушен в годы войны.

Литература:

  1. Тұяқбаев М. «Халуат» жер асты мешіті // Түркістан сырлары. А., 2000. 44-51 бб.
  2. «Қылует» [Буклет] ӘСМ қорық – мұражайы. Түркістан, 2009.
  3. Сенигова Т.Н. Культовые сооружения около мовзолея Х.А.Ясави // Археологические исследования в Отраре. А., 1977. –С. 42-52.
  4. Туякбаев М.К. Археологические исследования в Большом Хильвете // «Тәуелсіздік кезеңіндегі Қазақстан..» ғыл. Конф. Мат-ы. А., 2011, ІІІ-том. 42-48 бб.
  5. Гордлевский В.А. Ходжа Ахмет Ясави, Избранные сочинения. Т.З. История и культура. М., 1962. –С.17.
  6. Перевод с казахского на русский язык выполнен Гульназ Бейбитбеккызы, сотрудником научного центра «Ясауитану»
Предыдущий

Шилдехана, XI–XII вв.

Следующий

Музей истории Туркестана