ВАЖНО :

nothing found

Некрополь Жалаулы ата, VIII–XII вв.

Мавзолей Жалаулы ата расположен на обширном некрополе, с такмим же названием. Координаты: 43˚29.619΄, 067˚47.203΄. Некрополь сформировался в раннем Средневековье (V–XII вв.) и служил местом захоронения жителей древнего города Каратобе-Сауран, расположенного в 41 км к северо-западу от города Туркестан.

Некрополь Жалаулы ата занимает участок площадью около 1 гектара и находится в 850 метрах к северо-востоку от цитадели, внутри крепостных стен городища Каратобе–Сауран. На территории некрополя встречаются разрушенные остатки мавзолеев и четырёхугольных склепов, принадлежащих людям, захороненным в разные периоды. Здесь также встречаются более поздние захоронения, включая могилы XX века. Высота кладбища над уровнем моря — 198 м. Согласно легендам и историческим преданиям, Жалаулы ата был знаменосцем Занги ата, предводителя арабских войск VIII века. Титул «ата» (отец, наставник) обычно присваивался людям, распространявшим и проповедовавшим суфийское учение (например, Тагайын ата, Жусуп ата, Садуакас ата). Тех, кто впервые принёс и распространил ислам, называли «баб» — что означает «врата, ведущие в ислам». К таким деятелям относятся Исхак баб, Абдужалил баб, Абдрахим баб, Арыстан баб и другие. Большинство проповедников суфизма, носивших титул «ата», жили в IX–XII веках — именно в этот период суфийское учение активно распространялось по Центральной Азии и достигло своего расцвета. Среди суфиев бытует изречение: «Суфизм пророс в Аравии, расцвёл на Ближнем Востоке и дал плоды в Центральной Азии».

На кладбище Жалаулы ата сохранились руины его мавзолея. Со временем он многократно перестраивался, и сегодня выглядит как квадратный земляной холм размером 6,5 х 6,5 м и высотой около 1,2 м. Фундамент сооружения сложен из обожжённого кирпича размером 25 х 25 х 5 см.  Во время раскопок в 2010 году археологи установили, что под верхним слоем находится более древнее сооружение — четырёхугольная усыпальница (сагана). Её размеры примерно 3 х 2 х 1,7 м. Рядом были найдены фрагменты каменных колонн и надгробных плит, которые относятся к раннему периоду существования памятника.

Вокруг руин мавзолея сохранились остатки ограды размерами 20 х 18 м и высотой до 0,7 м. В кладке местами использован обожжённый кирпич, что указывает на поздние восстановительные работы XIX–XX веков. Последний мавзолей был построен на кирпичном фундаменте, стены сложены из сырцового кирпича. Судя по сохранившимся следам, он когда-то был перекрыт куполом. Однако в 1950–1960-х годах купол обрушился, и со временем строение превратилось в земляной холм. На территории кладбища Жалаулы ата сохранились остатки мавзолеев со следами склепов (мүрдехана).

Жалаулы ата почитается как один из «девяти бабов Саурана» — святых, внёсших вклад в распространение ислама. Он относится к числу тех, кого именовали «баб» — то есть «врата к исламу», а позднее народ стал называть его «ата» в знак уважения. По рассказам местных жителей Д. Есиркепова и К. Абдешева, девять бабов были захоронены не только внутри Саурана, но и в его окресностиях. Их расположение следующее:

  1. Жалаулы — ата — в Каратобе-Сауране
  2. Сағди Уаққас ата (Садуакас) — в Каратобе-Сауране
  3. Карахан ата — в Позднем Сауране
  4. Аздер авлие (каз. Әздер әулие) — местоположение неизвестно
  5. Сарай ата — местоположение неизвестно
  6. Шала баксы— в 1 км к северу от поста дорожной полиции
  7. Момын ата — вблизи села Сатымсай
  8. Неизвестный святой — вблизи села Ақтөбе
  9. Неизвестный святой — вблизи села 1 Май

Литература:

  1. Смагулов Е.А. Древний Сауран. — Алматы, 2011. — С. 308–321.
  2. Мавзолей Жалаулы — ата // Энциклопедия «Әзірет Сұлтан», Т. I. — Туркестан, 2021. — С. 132–133.
  3. Окрестности города // Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Средневековый город Сауран. — Алматы, 2005. — С. 16–19.
  4. Бейсебаев А.И. Культ святых у современного населения в окрестностях средневекового Саурана // Тезисы докладов научной конференции молодых учёных «Ахинжановские чтения». — Алматы, 2004. — С. 86.
Предыдущий

Мавзолей Бала би (Тамабай), XIX в.

Следующий

Прошел круглый стол на тему «Ата заң-ел тұғыры»