ВАЖНО :

nothing found

Н.АХМЕТЖАНОВ: ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ БУДЕМ РАССКАЗЫВАТЬ О ЛЮДЯХ И ИСТОРИИ, СВЯЗАННОЙ С МИРОМ ЯСАВИ, ТО В БУДУЩЕМ ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ЗАБЫТО

Научно-познавательная экспедиция «По следам Ясави», организованная Государственным историко-культурным заповедником-музеем «Азрет Султан», посвятила следующее направление учителю и ученикам известного Ходжи Ахмеда Ясави.

— «Сегодняшний визит мы начали с Мавзолея Арыстан-баб на священной Отырарской земле. Здесь покоится Арыстан баб, учитель Ходжи Ахмеда Ясави, который по преданиям передал аманат  пророка Мухаммеда (с.а.у.). Мы с вами ознакомились с историческими фактами и посвятили Коран. В легендах говорится, что у Ахмеда Ясави было 99 тысяч ученика. Большинство учеников были направлены в разные места с целью распространения религиозных учений, в том числе некоторые из них покоятся в отдаленных регионах. В исторических городах Отырар и Туркестан захоронены известные личности, ставшие учениками Ясави. Наша цель- на основе исторических фактов и легенд познакомить с личностями, святыми местами, имеющими отношение к миру Ясави, и тем самым возродить следы Ясави. Если мы сейчас не будем рассказывать о  людях и истории, связанной с миром Ясави, то в будущем оно может быть забыто»,-сказал директор Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан» Нурболат Ахметжанов.

Члены экспедиции посетили усыпальницу Суфи Данышманда, расположенную на солнечной стороне трассы, между мавзолеем Арыстан баб и городищем Отырартобе. Согласно данным, Суфи Мухаммед Данышманд был одним из известных учеников Ходжи Ахмеда Ясави и сыном его брата.

 

Например, в хронике «Насаб-нама» Сафи ад-Дина Орын Койлака говорится: «… Суфи Мухаммед Данышманд 40 лет служил в хилуете Ходжи Ахмеда Ясави. После шайх Ахмед баба Суфи Мухаммад Данышманд бабе сделал ижазат: «Баргыл, Отрарада суфра туткил». Суфи Мухаммед Данышманд Отрарада 40 йыл суфра тутди», брат моего великого предка Азрет Султан сказал моему деду Данышпан Ходже: — Ах, Данышпан 40 лет ты согревал воду для омовения и старел вместе со мной.

Ты направляйся в Отырар и открой свою школу, делай  суфру, так он купил ему землю за 300 красных золотых.

«В конце ХІІ века Суфи Данышпан был предварителем суфиев в Отыраре. Когда монгольское войско прибыло, он сам отправился в родной город, где убедил народ добровольно открыть ворота и спас его жителей. Чингис хан назвал город Кутты балык и добавил к имени Данышпана имя Зернуки. В версиях «Насаб-нама» написано, что Суфи Данышпан прожил 93 года»,- пишет в своем труде З.Жандарбек.

В сказаниях говорится, что сын Садыра Шайыка Данышпан отправился на войну с неверующими в Мангистау верхом на горе. Сейчас данная гора называется горой Данышпан.

В конце Суфи Данышпан собрал сказания Ходжи Ахмеда Ясави и составил рисалу «Зеркало настроения» (мират-уль кулуб). Одна из версий этого труда хранится в фондах старых записей университетской библиотеки города Уппсала в Швеции. В Турции труд переведен на современный казахский язык.

Поездка к ученикам  Ясави продолжилась в мавзолее Жусуп ата, племянника и современника Ходжи Ахмеда Ясави. Его мавзолей находится в 25 км от города Туркестан в населенном пункте Ески Икан. В памятнике местного значения в 2005 году провели археологические исследования, в результате стало известно, что ее история началась в ХV веке.

Также появилось много новых сведений о Жусупе ата, работавшем на Иканской земле, как о руководителе, так и распространителе религии. В этом направлении руководство заповедника-музея, которое также общалось со старейшинами-летописцами села, обменялось мнениями по вопросу более глубокого изучения исторических реликвий, хранящихся у населения.

В ходе визита не остался без внимания и мавзолей имама Маркозы, ученика и современника Ходжи Ахмеда Ясави.

Мавзолей расположен в старом некрополе, на возвышенности южнее села Шобанак в 7 км от города Туркестан. Некрополь местные жители называют «Некрополь Коктонды әулие». Он возведен архитектурным решением, характерным для Южной Азии и Казахстана, он куполообразен и имеет башни.

Общая площадь мавзолея составляет 10х12 метров. Перед входом расположен небольшой однометровый коридор, идущий направо и налево. Проходя по правому коридору, он выходит на крышу через поворотную лестницу, по левому крылу идет по коридору в комнату размером 4х3 метра, а от него в комнату размером 6х3 метра. В центре комнаты расположено 1-метровое железное решетчатое окно. Через окно можно увидеть помещение надгробия, где находится могила имама Маркозы.

В народе существует два разных мнения об истинном имени Коктонды ата. Один из них- Имам Маркозы (Маргузи, Мергазы, Маруази). Второй- Баба Машин. Он, судя по легендам из уст народа, жил во времена Ходжи Ахмеда Ясави, был его учеником и честным человеком, который распространял ислам и занимался целительством среди народа. В связи с тем, что он постоянно носил синий тон(шубу) и сапоги, его называли Коктонды. Согласно легендам, Коктонды ата приходил к Ахмеду Ясави вести себеду. Он приходил не один, а со всеми книгами. Ахмет Ясави увидив книги бросил их в заполненный водой бассеин. Когда удивленный святой  спросил почему Ахмет Ясави так сделал ведь книги теперь стали не пригодны, учитель не спеша начал поднимать из воды книги из бассеина и сказал: «Книга— источник знаний, я лишь убераю с нее пыль», когда он взял сухие книги, святой в синем тоне был поражен этим чудом. Сегодня люди, страдающие коклюшем, считают, что болезнь можно вылечить почвой могилы святого. Есть также легенды, что Ахмет Ясави перед смертью поручил провести похороны(жаназа) святому в Синем тоне.

Кроме того, один из двенадцати учеников Ходжи Ахмеда Ясави, отважный и талантливый Кусшы ата, который охотился с ловчими птицами, также внес большой вклад в распространение ислама среди местного населения. Он похоронен в гробнице Кусшы ата, расположенной вдоль дороги между городами Кентау и Туркестан.

Один из следующих учеников Ходжи Ахмеда Ясави Сулеймен Уали также похоронен в древнем некрополе, расположенном вдоль реки Карачик. На могиле Сулеймана Уали, который при жизни обладал, наряду с его религиозным учением, святыми чудесами, местные жители установили небольшой мавзолей. А кому принадлежит еще одна могила, похороненная рядом с Сулейманом Уали, неизвестно.

Предыдущий

Монетные клады из фондов музея «Азрет Султан»

Следующий

НАГРАЖДЕНЫ ПОБЕДИТЕЛИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ ПОЭТОВ «ЖЫРЛАЙМЫН СЕНІ, ТУҒАН ЕЛ»