Мечеть-медресе Жаудир ана расположена в 1 км к юго-востоку от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Координаты: 43.29111748, 068.2734985. В первой половине ХХ века в Туркестане функционировала и осталась в памяти народа одна из многочисленных мечетей — мечеть Жаудир ана. Сведения о мечети-медресе Жаудир ана дошли до наших дней в виде устных преданий и легенд, передаваемых из поколения в поколение.
Одна из мечетей в городе Туркестан, которая функционировала в первой половине XX века и оставила заметный след в памяти народа — мечеть Жаудир Ана. Сведения о мечети-медресе Жаудир ана дошли до наших дней в виде устных преданий и легенд, передаваемых из поколения в поколение.
По преданию, вместе с мавзолеем Хазрет Султана (XIV–XV вв.) была построена мечеть, которую назвали в честь человека, построившего её из сырцового кирпича, — мечетью Аджи Ахмета. В исследовании С. Байдәулетова, основанном на воспоминаниях Кадирбая Сармолдаева, приводятся следующие сведения о Жаудир ана: «По словам предков поэта Азберген, среди потомков Аджи Ахмета должна была родиться девочка с увечьем, которая впоследствии исцелится и станет хранительницей мечети Аджи Ахмета». Пророчество сбылось — в 1810 г. в роду Аджи Ахмета родилась девочка с физическим недостатком. Её предком был батыр Каракагай, соратник и современник хана Абилхайыра, родственник и последователь Тайлак батыра из Младшего жуза.
У Каракагай батыра было девять сыновей, старшего звали Кокен. От него пошли Ораз, Дузей, Койбасар, Толежан. У Ораза родились Шон и Жаудир. Девочка Жаудир родилась с увечьем, но в 10 лет исцелилась, в 15 лет стала знаменита своей красотой, а в 18 лет вышла замуж и родила дочь. В период междоусобиц потеряла мужа, а позже и дочь. Испытав тяжёлое горе, Жаудир вернулась в Туркестан, дважды совершила хадж и около 1840 г., получив образование в медресе Аджи Ахмета, стала известна как целительница и прорицательница. В возрасте около 30 лет она возглавила медресе своего предка.
В 1850 г. Жаудир ана провела реставрацию мечети-медресе Аджи Ахмета, после чего она получила новое название — мечеть-медресе Жаудир. В 1914 г. волостные управители Сатбай и Самурат прибыли в Туркестан и пригласили 104-летнюю Жаудир ана к себе, прося её «открыть мечеть и подать пример». Условием Жаудир ана было обучение детей и строительство мечети. По её настоянию в Костанайском крае, в Камыстинском районе, между реками Қарасу и Киндикти, рядом с захоронением Азим аулие была построена мечеть. Согласно источникам, Жаудир ана умерла в 1918 г. в возрасте 108 лет и была похоронена рядом с Азимом аулие, так как из-за политической ситуации того времени перевезти её тело в Туркестан не представлялось возможным.
Построенная в Костанайской области мечеть-медресе «Жаудир» в 1932 г. была разрушена советской властью. В настоящее время сотрудники Костанайского областного архива ведут исследования, связанные с этой мечетью.
По результатам археологических раскопок 2008 г. установлено:
- мечеть XIV–XV вв. называлась мечетью Аджи Ахмета;
- в XVII в. на месте мечети Аджи Ахмета была построена новая мечеть;
- в 1840-х гг. Жаудир приехала из Костаная в Туркестан;
- в 1850-х гг. Жаудир провела реставрацию мечети-медресе Аджи Ахмета;
- с 1850-х гг. мечеть-медресе Аджи Ахмета стала называться мечеть-медресе Жаудир;
- в конце XIX в. ворота мечети-медресе Жаудир были отремонтированы;
- мечеть-медресе Жаудир была разрушена в 1937–1938 гг.
На наш взгляд, место этой мечети, известной во всём Туркестанском регионе, должно быть сохранено. Среди 62 мечетей Туркестана и его окрестностей начала ХХ в. самой древней (XV в.) и самой знаменитой была мечеть-медресе Жаудир (Хаджи Ахмет), которая превратилась из простой махаллинской мечети до уровня учебного заведения, готовившего хафизов (карыев). Особое место этой мечети заключается в том, что она была главным центром подготовки хафизов (карыев, людей, знавших наизусть весь Коран). Здесь преподавали лишь крупные учёные, способные глубоко толковать Коран, хадисы и шариат.
По словам Е. Сулейменова, (1914 г.р.), проходившего обучение в мечети-медресе Жаудир, её также называли «мечеть Аджи Ахмет – Жаудир». Мечеть имела четыре помещения, была украшена изразцами и ганичем, имела высокие минареты, её высота достигала двухэтажного дома. Пол был выложен обожжённым кирпичом, потолок украшен резьбой по дереву. Для приезжих учеников рядом имелось общежитие.
Согласно сведениям Н. Абдуллаева, мечеть Жаудир располагалась на одной из сторон Ханской улицы, имела высокий купол и монументальный вид. Здесь же находился сад «Жәудір бағы», занимавший 50–60 гектаров виноградников.
По словам К. Сармолдаева, потомка Шона — брата Жаудир ана, она более 60 лет своей жизни провела рядом с мавзолеем Хазрет Султан. Существовали мечеть Жаудир, улица Жаудир и сад Жаудир. Народ знал её под именами «Сахи бай» и «Әжіақбар». В источниках упоминается, что она совершила хадж дважды (по другим данным — 7–8 раз) и имела титулы «қажы-әжі».
Литература:
- Тұяқбаев М., Өсеров Т., Мұсабаев Қ. Түркістан археологиялық отрядының 2013ж. Жәудір ана мешітінің орынында жүргізген жұмыстарының есебі. Т.,2013. Ескерткіштерді қорғау бөлімінің архиві.
- Тұяқбаев М. Түркістан археологиялық отрядының 2013ж. жүргізген қазба жұмыстары// «Марғұлан оқулары — 2014» Конференция материалдары жинағы. Алматы – Павлодар, 2014. 229-237бб.
- Мұсабаев Қ., Тәшенов Т. Жұрт жадындағы Жәудір. / «Айқын» газеті. 2013, №10, Қыркүйек.
- Мұсабаев Қ. Жәудір мешіт – медресесі орнында жүргізілген археологиялық зерттеу //РМК Археология мұражайының 40ж. арналған «Қазақстан археологиясы: қортындылары және келешегі» атты халықаралық конференция материалдары. А., 2013. 183-190бб.
- Жәудір мешіті // «Әзірет Сұлтан» энциклопедиясы, І-том. Түркістан, 2021.143-144 бб.
- Байдәулетов С.С. Алтын киімді ханзада ұранды қарт қазақтар. А.,2000. -292бет.








