ВАЖНО :

nothing found

Мавзолей Рабии Султан Бегим, XV век

Мавзолей Рабии Султан Бегим расположен в 60 метрах к юго-востоку от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Объект республиканского значения.

Рабия Султан Бегим — представительница рода Тимуридов, дочь выдающегося астронома и ученого Улугбека, внучка великого Амира Тимура (Тамерлана). Она была супругой хана Абулхаира из династии Шайбанидов, матерью ханов Кучкунджи и Суюнчходжа. После смерти мужа Рабия Султан Бегим прожила в Туркестане еще 17 лет и скончалась здесь. Она была погребена в специально построенном мавзолее, рядом с внуком и тремя правнуками.

Надпись на ступе мавзолея Рабиги Султан Бегим сохранилась в первозданном виде. Отрывок из надписи: «Это место успокоения благородной, добродетельной Рабиги Султан Бегим, дочери умершего мученической смертью, могущественного, великого султана Улугбека Гурагана, сына могущественного эмира Тимура Гурагана. Да осветит бог все их могилы до дня суда…».

Фасад мавзолея выполнен в виде высокого стрельчатого портала. Высота фасада достигает 20,6 м, ширина — 11 м. Пролет арки — 6 м, расстояние между боковыми стенами — 3,5 м. Центральная часть сооружена под куполом, установленным на высоком цилиндрическом барабане. Архитектура мавзолея включает пять помещений: восьмиугольный центральный зал и четыре боковые комнаты. На остальных фасадах размещены по пять стрельчатых ниш. Памятник дошёл до нашего времени в сильно разрушенном состоянии. Во время археологических исследований были найдены многочисленные фрагменты майолики и глазурованных плиток, что указывает на то, что строение было полностью покрыто полихромной керамической облицовкой. Первое научное исследование памятника провел в 1954 году К.А. Шахурин. В начале 1980-х годов мавзолей был полностью отреставрирован. В 1994 году он был включен в «Сборник историко-культурных памятников Казахстана» по Южно-Казахстанской области под номером 590.6 и взят под государственную охрану.

По историческим сведениям, Улугбек имел пять жен и тринадцать наложниц, а также от этих женщин у него было десять сыновей и десять дочерей. Абд аль-Латиф, выступивший против Улугбека, был его десятым сыном. Матерью Абд ал-Латифа, а также его родных сестёр Султан Бахт, Ак Баш и Рабии Султан Бегим, была Рукаийа-хатун (Султан), дочь вождя племени арлат.  Рукаийа не являлась женой Улугбека, а была его первой наложницей. Поэтому его сыновей и дочерей взяла на воспитание Гаухар-шад-ага, главная жена отца Улугбека Шахруха, которая растила их с малых лет. Рабия, будучи самой младшей дочерью, вероятно, была любима дедом Шахрухом и бабушкой Гаухар-шад как родная дочь. Это может объяснить, почему ее имя не встречается в официальных родословных Тимуридов и списках дочерей Улугбека. Однако в таких источниках, как «Та’рих-и Абу-л-Хайр-хани», «Шараф-наме-ий шахи» и других она упоминается как его дочь. Улугбек родился в 1394 году и впервые женился в десять лет (1404 г.) на Ука-бегим, после чего взял ещё четырех жён и тринадцать наложниц. От одной из этих наложниц, Рукаийи, которая имела равный статус с женами, между 1420 и 1430 годами родилась десятая дочь — Рабия Султан Бегим.

Абулхаир-хан и Рабия вступили в брак в 1451 году. В то время хану было 39 лет, а Рабии — около 26–30. Абулхаир хан скончался в 1469 году в возрасте 57 лет, а Рабия прожила ещё 17 лет и ушла из жизни примерно в возрасте 60 лет в 1485 году.

Их сыновья, Кучкунджи-хан и Суюнчходжа-хан, в свое время занимали важные государственные посты. В 1508 году, когда Мухаммед Шайбани хан прибыл в Бухару, он распределил земли между родственниками: Кучкунджи-хан  получил в управление Туркестан и его окрестности, а  Суюнчходжа-хан — Ташкент.

После смерти Шайбани хана в 1510 году в течение следующих двадцати лет государством управляли его двоюродные братья Суюнчходжа-хан и Кучкунджи-хан. Кучкунджи-хан жил в Бухаре, а Суюнчходжа-хан хан правил в Ташкенте и Туркестане.

Рабия Султан Бегим  скончалась в 1485 году. Ее сын Суюнчходжа-хан хан умер в 1525 году, его сын Кельди Мухаммед Султан — между 1529 и 1533 годами. Сыновья Кельди Мухаммеда — Кул Мухаммед Султан (умер в 1523 году) и Мубарак Шах Султан (умер в 1519 году), а также его дочь Мастура ханум (умерла в 1519 году) — умерли в юном возрасте и были похоронены в Туркестане. За исключением Суюнчходжа, все они были похоронены в мавзолее Рабии Султан Бегим. В ходе археологических раскопок, проведенных узбекскими специалистами в 1951–1957 годах, были обнаружены останки женщины и мужчины, захороненных рядом, и троих детей между ними.

Эти трое детей, вероятно, умерли в младенчестве, поскольку их дед Суюнчходжа пережил их. Из них старшей, судя по всему, была Мастура, так как титул «ханум» обычно присваивался замужним женщинам, а девочек в те времена выдавали замуж уже в 9–10 лет. Сам Улугбек в 10 лет женился на Ука бегим.

Мнение ряда исследователей (А.А. Семенов, Л.Ю. Маньковская) о том, что Рабия всю жизнь прожила в Туркестане, вероятно, ошибочно. В поэме «Тарих-и Әбулхайр хани» упоминается, что Рабия пользовалась высоким уважением среди подданных Абулхаира и его родственников. Она активно участвовала в политической жизни и государственных делах. В некоторых исторических источниках Рабию сравнивают с мудрой царицей Савской Билкис, известной по библейским преданиям.

Литература:

  1. Тұяқбаев М. Исторические личности, похороненные в Туркестане. — Алматы, 2000. — С. 53.
  2. Тұяқбаев М. Түркістан сырлары. — Алматы, 2000. — С.65–70.
  3. Историко-культурные памятники Туркестанского региона. — Алматы, 2016. — С. 8–9.
  4. Энциклопедия «Әзірет Сұлтан». — Алматы, 2021. — С. 279–281.
  5. Тұяқбаев М. Туркестанская ветвь династии Шайбанидов // VIII Международная ежегодная конференция «Industrial Technologies and Engineering» JCJTE-2021. — Чимкент, 2021. — С. 283–287.
  6. Бобожонов Б., Муминов А., Пауль Ю. Надписи на надгробиях Шайбонидов. — Висбаден, 1997. — С. 119. (На трёх языках: узбекском, немецком и русском), всего 190 стр.
  7. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. — М.: Наука, 1965. — 194 с.
  8. Там же, — С.131. – С.128-133.
  9. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-ий Бухара. М.,1976.-С.142-143.
Предыдущий

Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави

Следующий

В ОРЕНБУРГЕ (РФ) ОТКРЫЛАСЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ДРЕВНИЙ ТУРКЕСТАН И НАСЛЕДИЕ ЯСАУИ»