Уникальное архитектурное, историческое и ансамблевое сооружение, не имеющее аналогов в Центральной Азии. Расположен в центре города Туркестан. Мавзолей воздвигнут в честь великого мусульманского святого — Шейха Ахмеда Ясави, при жизни носившего титул Султан-аль-Арифин (Царь познавших Аллаха, султан всех святых). Памятник имеет международное значение. Координаты: 43.2977396, 068.2706328. В этом мавзолее по их просьбе были похоронены десятки ханов, султанов, биев полководцев и батыров, стоявших у истоков формирования Казахского государства.

Еще в 1928 году М.Е. Массон, проводивший исследования памятника, предполагал наличие первого мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави: «над его могилой был возведен небольшой мавзолей, очень возможно, что именно этому небольшому зданию и принадлежат пять резных неглазированных кирпичей от облицовки главного фасада, найденные в 1923 году при ремонте крыш современного мавзолея». При реставрационных работах 1939-1941 гг. при расчистке кровли в мусоре были обнаружены терракотовые плитки и кирпичи, которыми был украшен более древний мавзолей над могилой Ходжа Ахмеда Ясави. В октябре 1957 г. при ремонте цокольной части западной боковой грани северного портала внутри западного пилона была выявлена стена первого мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави.
Остатки этой постройки — стены высотой в 2-3 м были раскрыты в ходе реставрационных работ 1975 г. и со стороны зийарат-ханы. В ходе реставрационных работ 1994 г. на крыше архитектурного комплекса Ходжа Ахмеда Ясави было собрано около шестидесяти разновеликих фрагментов резной терракоты. Анализ накопленных данных позволил археологу Е.А. Смагулову сделать следующий вывод: первый мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави стоял в одном ряду с самыми элитными и совершенными по декоративным свойствам памятниками своей эпохи. В целом декор первого мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави представлял собой развитый стиль растительно-геометрических композиций, более всего присущий памятникам второй половины XII в. и его ближайшими аналогами являются наиболее престижные памятники эпохи Караханидов — мавзолеи Узгента, мавзолей Ибрахима ибн Хусайна, мавзолей «Д», находящийся в комплексе Шах-и Зинда в Самарканде. Некоторые из его облицовочных плит, опубликованные М.Б. Кожа, имеют строительные надписи на внутренней стороне терракот.

Строительство нового сооружения в конце XIV в. – начале XV в.
Древний город Ясы в XIV веке представлял собой небольшое поселение. Распространение мусульманства на просторах Дашт-и Кипчака, принятие ислама чингизидами способствовало росту статуса населённого пункта Ясы, где находилось святое место – могила Ходжа Ахмеда Ясави.
Вокруг раннего мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави выросли новые монументальные сооружения, о чем говорят находки характерных для XII-XIV вв. фрагментов резной неполивной и глазурованной терракоты. В городе строились мечети и другие культовые сооружения. Из г. Ясы происходит великолепная резная деревянная колонна, которая принадлежала одной из мечетей города. Надпись на колонне содержит дату 7 апреля 1352 года. В последней четверти XIV в. Амир Тимур установил свой контроль над присырдарьинскими землями. Его наместники располагались в Отраре. Город Ясы впервые в тимуридской историографии упоминается в связи с войной, произошедшей между Амиром Тимуром и Тохтамыш-ханом (1376-1395). Обе стороны вели долгую войну за обладание городами, расположенными в бассейне Средней Сырдарьи. В 1388 г. Тохтамыш-хан после того, как не смог захватить Сауран, подошел к Ясы и опустошил его. Согласно местному преданию, хан Золотой Орды Тохтамыш-хан во время одного из своих набегов ограбил мазар Ходжа Ахмеда и живших при нем шайхов. Амир Тимур, явившись мстителем за поруганную святыню, разбил войска хана и отнял у него награбленное. За счет большой военной добычи и было начато сооружение нового большого мавзолея над мазаром Ходжа Ахмеда.

Согласно «Зафар-нама» Шараф ад-дин ‘Али Иазди, в 1397 г. «…Хазрат Сахиб-и Киран соизволил отправиться в селение (карйа) Ясы на зийарат к шайху Ахмеду Ясави, который был из числа отпрысков имам-зада Мухаммад-и Ханафийа, да будет доволен ими Аллах Всевышний, и дал высочайшее указание для перестройки того мазара, отмеченного высоким благословением… А постройка основательно заложена, подразделяется она на свод обширный и просторный с двумя минаретами перед гумбазом большим, примыкающими к нему» Амир Тимур сам определил основные размеры и состав помещений здания: «Строение отмечено вот чем: купол возведен с внутренней окружностью 130 гязов, диаметром около 41 гяза и высотой той же…»
Согласно мнению М.Е. Массона, при этом Тимуром руководил тонкий политический расчет: «Польстить чувству кочевников вниманием к их национальной святыне, подчеркнуть духовное единство народов, исповедующих ислам, воздействовать на впечатлительного номада грандиозностью замысла, а исполнением его дать представление о мощи империи — вот те практические цели, которые имелись в виду при возведении на окраине государства в конце XIV столетия первоклассного памятника среднеазиатского зодчества».
Однако 1397 г. нельзя считать начальной датой строительства нового мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Известно, что Шараф ад-дин ‘Али Йазди не был очевидцем описываемых событий и начал составлять свой труд в 1425 г., 20 лет спустя после смерти Тимура. Исследования реставраторов показали, что начало строительства комплекса относится к началу 90-х гг. XIV века. По причине смерти Тимура, имевшей место в начале 1405 г., главный портал мавзолея остался недостроенным.

Архитектура и конструкция мавзолея
Мавзолей Ахмеда Ясави являет собой крупное сооружение, в котором зодчие сумели объединить функции мавзолея, мечети, ханаки и медресе, что в обычных культовых комплексах выполняют разобщенные строения. Оно включает в себя до 34 разнообъемных помещения. На центральной оси с юга на север располагаются огромный портал, центральный зал — казандык и усыпальница святого.
В плане здание имеет размеры 65,5 х 46,5 м. Создание монументального общественного здания, заменившего собой весь целый комплекс сооружений, было для своего времени новым шагом в развитии архитектуры.
Переступая порог центральной входной двери, посетитель сразу попадает в центральный зал — казандык, который представляет собой огромное квадратное помещение со сторонами 18,5 м. В центре помещения стоит огромный котел — шедевр средневекового бронзолитейного искусства, работы ‘Абд ал- Азиза ибн устад Шараф ад-дина Табризи.
Казандык перекрыт самым большим в Средней Азии и Казахстане куполом, облицованным снаружи голубыми изразцами. Верхняя точка купола казандыка 39 м. С внутренней стороны он покрыт лепниной — рельефными сталактитами.

В составе Российской империи
Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави вновь оказался в центре военных действий в 1864 г., в период осады города русскими войсками. По укрывшимся в мавзолее защитникам было выпущено 12 артиллерийских снарядов, из которых 11 попали в здание и оставили пробоины в стенах, разрушили своды в колодезной, ас-хане. С включением Южного Казахстана в состав Российской империи памятник стал доступен для европейских исследователей.
Восторженные отзывы о мавзолее и беспокойство его аварийным состоянием нашли отражение в работе француженки Мариде Ужальви-Бурдон (Уйфальви-Бурдон): «Чудо Туркестана — это мечеть Хазрет… Архитектура свода, позволяющая проникать в здание узким лучам света, поражает гармонией линий. Архитектор, создавший это творение, был одновременно гениальным профессионалом и человеком тонкого вкуса. Крупные части удивляют смелостью и оригинальностью линий, а детали выполнены с большой тщательностью… Сегодня потребовались бы миллионные средства для реставрации этого прекрасного памятника; уже недалек тот момент, когда он превратится лишь в груду бесформенных развалин»
В 1872 г. был произведен первый ремонт, выразившийся в очистке здания от накопившегося в нем за много лет мусора. В 1884 г. были произведены облицовка цоколя, строительство четырех контрофорсов у северо-западного угла мечети, очищена и выровнена кровля мавзолея, устроены водосборы.
В 1910 г. служители мавзолея, на собранные по собственному почину пожертвования и при надзоре морского техника Н.А. Козловского, разобрали простреленные своды и стены ас-ханы, затем аккуратно восстановили прямоугольным кирпичом все конструкции.

В период Советского Союза
В 1920-1930 гг. были проведены историко-археологические работы по изучению комплекса (А.А. Се-менов, М.Е. Массон, Н.М. Бачинский). В 1938 г. по постановлению Совета народных комиссаров Казахской ССР Республиканским управлением заповедниками и охраной памятников старины было создано специальное прорабство по ремонту и реставрации туркестанского памятника во главе с И.3. Поляковым. Научным консультантом стал Б.Н. Засыпкин, имевший опыт реставрационных работ в Средней Азии. В ходе этих работ купол казандыка и кровля всего здания была облицована мелким плиточным кирпичом, частично и выборочно шло восстановление утраченных фрагментов декора, оборудованы водостоки, укреплялись фундаменты. В 1951-1959 гг. по заказу отдела охраны памятников Госстроя Казахской ССР была проведена большая реставрационная работа, которую осуществляла научно-реставрационная производственная мастерская Госстроя Узбекской ССР. За эти годы были подведены фундаменты под бесфундаментные стены, реставрированы фасады и купола, реконструирована по всему периметру древняя каменная панель и проемы, понижен до двух метров уровень земли в пределах охранной зоны и т.д. В 1955-1959 гг. ведущим архитектором, куратором реставрационных работ работала Л.Ю. Маньковская, которая основательно изучила архитектуру памятника и, в 1963 г. защитила кандидатскую диссертацию по вопросам реставрации и исследования мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави.
В 1966 г. при Министерстве культуры Казахской ССР была создана научно-реставрационная мастерская. Созданный в 1980 г. проектно-конструкторский институт по консервации и реставрации памятников культуры «Казпроектреставрация», первым директором которого стала Б.Т. Туякбаева, внес большой вклад в изучение и сохранение мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, им была благоустроена прилегающая к мавзолею территория. Начиная с 1978 г. мавзолей стал функционировать в качестве музея. В 1989 г. музей был реорганизован в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Азрет Султан».
Проведенные в советский период истории реставрационные работы вывели памятник из аварийного состояния. Были проведены специальные архитектурно-археологические и инженерные исследования, восстановлен научно обоснованный первоначальный декоративный облик мавзолея, сложился кадровый состав его реставраторов.
Годы независимости Казахстана
С обретением независимости Казахстан проводит большую работу по сохранению национального культурного наследия. Республика Казахстан, как суверенное государство, в 1994 г. присоединилась к конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Согласно договоренностям Казахстана с Турцией в 1993-1995 гг. турецкими специалистами были проделаны работы по усилению оснований и фундаментов мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Турецкой фирмой «Вакыф Иншаат» в 1995-2000 гг. была проведена большая работа по реставрации мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави.
Первым памятником, который был внесен Казахстаном в «Предварительный список памятников Всемирного наследия» от Республики, стал мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Комитет Всемирного наследия на 27-сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся 30 июня — 5 июля 2003 г. в Париже, единогласно принял решение о включении мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави в «Список Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Поскольку мавзолей является памятником всемирного историко-культурного наследия, его сохранность находится под прямым контролем ЮНЕСКО, и в соответствии с согласованными обязательствами Конвенции комплекс по мере возможности государство обеспечивает его надлежащую охрану и сохранение.

Документ о включении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Список всемирного наследия.
Литература:
- Массон М.Е. О постройке мавзолея Ходжи Ахмеда в городе Туркестане // Известия Среднеазиатского географического общества. Т. XIX. Ташкент, 1929. С. 39–45.
- Пацевич Г.И. Ремонт и реставрация мавзолея-мечети Ходжи Ахмеда Ясави в 1939–1941 гг. // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия архитектурная. 1950. Вып. 2. С. 95–100.
- Маньковская Л.Ю. Некоторые архитектурно-археологические наблюдения по реставрации комплекса Ходжи Ахмеда Ясави в г. Туркестане // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия истории, археологии и этнографии. 1960. Вып. 3 (14). С. 52–69.
- Туякбаева Б.Т., Проскурин А.Н. К истории строительства ханака Ходжи Ахмеда Ясави // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. 1985. № 4. С. 63–69.
- Смагулов Е. Первый мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави // Промышленность Казахстана. 2004. № 1. С. 94–96.
- Кожа М. История Ясы-Туркестана (с древнейших времён до конца XVIII века). Алматы: Қазақпарат, 2000.
- Массон М.Е. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Ташкент: Сыр-Дарьинское отделение Общества изучения Казахстана, 1930.
- Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме / Подготовка к печати, предисловие, примечания и указатели А. Урунбаева. Ташкент: Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1972.
- Виткин В. Историческая справка // Туркестанские ведомости. 1906. № 93.
- Маньковская Л.Ю. Исследование архитектурного комплекса мавзолея Ахмеда Ясави в городе Туркестане и вопрос реставрации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1963.
- Французские исследователи в Казахстане / Перевод с французского О.В. Рублёвой. Составитель И.В. Ерофеева. Алматы: Санат, 2006.
- Маньковская Л.Ю. Ремонты и реставрации мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестане // Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974. С. 96–104.








