Мавзолей был возведён в честь дочери проповедника ислама Ходжа Ахмеда Ясави — Гаухар-ана. Памятник республиканского значения. Координаты: 43˚15.762΄, 068˚17.159΄. Расположен в 400–500 м от левой стороны автодороги Туркестан – Шаульдер. С 1989 года внесён в список охраняемых памятников Государственного историко-культурного музея-заповедника «Әзірет Сұлтан». В 2011 году археологи музея провели раскопки. Точная дата рождения и смерти Гаухар-ана неизвестна.
По словам старейшины долгие годы занимавшего пост главного хранителя музея, а затем и директора О. Дастанова, а также согласно народным преданиям, Гаухар-ана обладала особым даром исцеления. Изначально на этом месте находился мавзолей, построенный из обожжённого кирпича, архитектурно схожий с мавзолеем Рабии Сұлтан Бегім, но меньшего размера. В 1940-х годах мавзолей разрушился.

Гаухар-ана помогала многим людям благодаря своему дару. Вода из колодца у мавзолея считается целебной. Ранее на месте мавзолея стояло здание без крыши, состоящее из четырёх стен. Рядом располагалось сооружение с тремя комнатами для паломников. В 2014–2015 гг. по заказу музея-заповедника «Әзірет Сұлтан» специалистами РМК «Казреставрация» на месте была возведена новая усыпальница.
С именем Ахмеда Ясави и его семьи связано множество преданий. Однако наиболее достоверным источником, дошедшим до наших дней, считается письменный труд — «Насаб-нама», содержащий генеалогию 12 родов казахских қожа. Обнаруженные рукописи, датируемые XV–XVI веками, представляют собой копии более раннего оригинала. Этот текст восходит к «Өсиет-наме» Сафи ад-дина Орын-Койлакы и включает 19 различных версий. Согласно одной из них: «У шейха Ибрахима было два сына — Садр шейх и Ахмед кожа. У Садр шейха были сыновья: Абд аль-Малик (Али Қожа ата) и Данышманд (Орын Койлакы). У Ахмед кожы (Ясави) был сын — Ибрахим шейх (Наурыз қожа) и дочь по имени Гаухар Хуштадж. Ахмед кожа выдал дочь Гаухар замуж за Абд аль-Малика, и у них родился единственный сын — Садан қожа». Именно эту версию учёные считают наиболее близкой к исторической истине.
Проект современного мавзолея был разработан архитектором из Туркестана — Жумаханом Жылысбаевым, на основе устных воспоминаний О. Дастанова, лично видевшего старую усыпальницу в 1930-х годах. Внук Ахмеда Ясави — Садан кожа (шейх) похоронен к востоку от древнего города Тортколь-I Карашык.

Литература:
- Тұяқбаев М., Өсеров Т., Мұсабаев Қ., Күмісбаева Ұ. Отчёт об археологических раскопках у мавзолея Гаухар-ана, проведённых в мае 2011 г. — Туркестан, 2011. Архив отдела археологии и охраны памятников.
- Мавзолей Гаухар-ана // Энциклопедия «Туркестан», Т. I. — Астана, 2023. — С. 54.
- Мавзолей Гаухар-ана, XII–XIV вв. // Энциклопедия «Әзірет Сұлтан», Т. I. — Туркестан, 2021. — С. 105–106.
- Памятник Гаухар-ана, XII–XIV вв. // Историко-культурные памятники Туркестанского региона. — Алматы, 2016. — С. 116–117.
- Исламизация и сакральные родословные в Центральной Азии. — Алматы, 2008.
- Жандарбек З. Версии «Насаб-нама» и тюркская история. — Алматы, 2002.
- Гаухар-ана // Туркестан — колыбель духовности. Лингво-краеведческая энциклопедия. — Нур-Султан, 2019. — С. 126–127.








