Алькожа ата — зять Ходжа Ахмеда Ясави. Мавзолей расположен в 2,5 км к востоку от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Памятник республиканского значения. Координаты: 43˚17.437΄, 068˚17.134. В исторических источниках (в частности, в родословной «Насабнама» предков Ясави) Алькожа ата упоминается как сын либо Садыра шайха — родного брата Ахмеда Ясави, либо Артык шайха. Его имя также приводится как Абд аль-Малик, а титулом — «Али-кожа». Мавзолей состоит из двух помещений — «зияратхана» и «гурхана» (помещение для паломничества и погребения) и предназначен для погребения особо почитаемых личностей. Подобная двухкупольная композиция, где один купол отличается от другого, известна в архитектуре с XI века. Архитектурная композиция мавзолея Алькожа ата напоминает мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.
Внутренние архитектурные решения мавзолея местами напоминают XIII век: несмотря на наличие парусных арок, отсутствуют ярусы; купольное перекрытие выполнено с помощью полукуполов; присутствуют гранёные барабаны с окнами и оформлением в виде рам; использованы уникальные приёмы кладки куполов. Подобные элементы не встречаются в XV веке и позднее. В то же время в XIII веке не было характерно устраивать глубокие ниши вдоль стен и сложные своды, соединяющие два помещения.
Мавзолей неоднократно реставрировался и дошёл до XX века. По результатам исследования В.В. Константиновой (1947 г.), здание состоит из трёх строительных этапов: первоначальная погребальная комната построена в XV веке, в XVIII веке была пристроена молельная комната, после чего здание использовалось как махаллинская (квартальная) мечеть. Впервые фотография мавзолея была опубликована в 1912 году в работе А.И. Добромыслова. Полная реставрация проводилась в 1997–1999 гг. и в 2014 году специалистами РМК «Казреставрация».

В наши дни мавзолей включает две комнаты — гурхана (погребальная) и джамаатхана (зал для собраний). Обе перекрыты куполами, с четырёх сторон расположены оконные проёмы. Айван мавзолея выложено из обожжённого кирпича в виде четырёхгранной формы.
Близость мавзолея к многофункциональному туристическому комплексу «Керуен-сарай», построенному в духовно-культурной зоне Туркестана, создаёт отличные перспективы для развития паломнического и культурного туризма. Сегодня существуют семьи, которые ведут своё родословие от Абд аль-Малика (Али Кожа ата). У них хранится «Насабнама», утверждённая печатью Абдуллы султана, сына шайбанидского правителя Кучум хана, который был наместником в Туркестане в 1517–1518 годах.
Данные о месте захоронения Али-кожа ата упоминается в книге Ахмета Кенесары «Султаны Кенесары и Сыздык», изданной в 1889 году. В ней рассказывается, как Сыздык-султан в 1864 году со своим войском остановился под садом рядом с мавзолеем. Иллюстрация мавзолея была представлена в труде А.И. Добромыслова «Города Сыр-Дарьинской области — Ташкент, Туркестан…», выполненная в технике литографии на основе фотографии.
Литература:
- Мавзолей Алькожа ата // Историко-культурные памятники Туркестанского региона. — Алматы, 2016. — С. 25.
- Энциклопедия «Әзірет Сұлтан», Т. I. — Туркестан, 2021. — С. 79–80.








