Еще одно ценное наследие, оставленное нам нашими предками и используемое по сей день в качестве основного предмета чистоты является колыбель младенца – бесик.
Колыбель использовали подавляющее большинство народов Средней Азии, Кавказа, Индии и Китая. Казахи изготавливали колыбель из сосны, березы и ивы. Колыбель из ивы была легкой, компактной и прочной, также ее удобно передвигать. Входящие в её состав шумек – трубка для отвода нечистот, и тубек – специальная ёмкость наподобие ночного горшка, устанавливаемая в нижней части колыбели, обеспечивали сухость и чистоту ребенка. На дно тубека помещают золу, затем его часто меняли. Шумек изготавливали из бараньей кости, иногда его варили в молоке, чтобы он стал особенно белым.
Убранство бесика состоит из: перина, подушка, пеленка, ремни для привязывания ребёнка к ложу, подушка для колен, одеяло. Существует два типа бесика: бесик и подвесная колыбель (альпеншек). Для казахов бесик является сакральным и благодатным видом имущества. В фонде музея-заповедника «Азрет Султан» хранятся глиняные тубеки и шумеки из кости найденные в городищах Шойтобе, Сидак ата, Ески Туркестан, Каратобе (Сауран), датируемые ХІІ-ХІІІ вв. Эти находки свидетельствуют о том, что они широко применялись во многих регионах.
Глиняный тубек отличается влагостойкостью, огнестойкостью, простотой изготовления и возможностью получения любой формы. В Отраре были найдены стеклянные тубеки, датируемые ХІ-ХІІ вв. Чтобы испражнение не разлилось при раскачивании колыбели, на дно тубека клали золу. Тубек ежедневно чистили, дезинфицировали и сушили на солнце.
В исламе особо прославляется сохранение души и тела в чистоте. Чистота подразделяется на два вида: «материальная чистота» т.е. содержание тела и одежды в чистоте, «духовная чистота». В исламе мусульманин, желающий быть примером для других, должен всегда сохранять личную гигиену. Тому доказательством служат найденные в городище Каратобе-Сауран специальные глиняные куманы и ванны (тазар) из фонда музея-заповедника. Тазар – ванна, выполненная из глины в форме квадрата, стенки которого вертикально подняты к верху в виде плоского с загнутыми наружу краями. Тазар устанавливался на пол грязная вода собиралась в специальную яму, затем вытекала наружу. Большинство тазаров, использовавшихся в разных регионах Средней Азии, имели однородную форму, о чем свидетельствуют фрагменты тазаров, найденные в Афрасиабе и Отраре. Наши предки веками возвеличивали чистоту, соблюдали чистоту тела и души, таким образом они заботились о здоровье своих потомков. Будущее страны зависит от здоровья народа – это факт, который не нуждается в доказывании.
Аширкул Егеубаева, хранитель фондового отдела.