ВАЖНО :

nothing found

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ ПОДЗЕМНОЙ МЕЧЕТИ «КЫЛУЕТ» В ОКРЕСТНОСТЯХ МАВЗОЛЕЯ ХОДЖИ АХМЕДА ЯСАВИ

Статья посвящена археологическому изучению подземной мечети «Кылует», которая была основана в ХІІ веке и продолжала свою работу до первой половины ХХ века, занимала свое место в становлении суфийского учения в исламском мире и была одним из крупнейших центров. Многообразие результатов исследований, неоднократные изменения в строительстве, усовершенствования, связанные с определением истории и деятельности подземной мечети «Кылует», лет постройки, вызвали трудности в определении конкретного этапа. Определение истории и сроков строительства подземных мечетей позволяет точно обобщить типологическую функцию данных сооружений.
Хотя существует множество легенд и историй о подземной мечети «Кылует», научная литература и записи путешественников со всего мира, очень мало исторических данных, и только результаты археологических исследований, датируемых 1972-1973 годами, позволили установить дату постройки древнего артефакта и состояние первоначального оригинала.
Подземная мечеть «Кылует» — подземное здание, расположенное в 140 метрах к юго-западу от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави.
Основной частью мечети «Кылует» являются подземные помещения «Гар» и построенные на нем помещения «Мечеть» или «Шилдехана». То, что мечети «Кылует» состоят в основном из комнат «Гар» и «Шилдехана», мы видим в строительстве мечетей «Аулие Кумшык Ата», «Малый Халуат». Если «Шилдехана» находится частично под землей, то «Гар» обязательно располагаются под ее полом (Туякбаев, 2000:42). «Гар» — место, где суфии изолируются и поклоняются. А «Шилдехана» — это отдельная комната, где проводятся религиозные обряды для духовного очищения.
Археологические исследования города Туркестан, в том числе вокруг мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, датируются только первыми годами советской эпохи, то есть 1920-ми годами. Однако в архивных материалах и литературе встречаются обобщающие описания из трудов русских офицеров и других путешественников.
В период с 1922 по 1927 годы под руководством Центрального управления по делам архивов и Средазкомстариса по Турецким республикам было организовано несколько экспедиций и предпринята попытка исследования. Из архивных документов видно, что эти исследования ограничивались принятием мер для получения и фотографирования архитектурных размеров мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, ремонтными работами и не обращали внимания на строительство подземных мечетей.
Археологическая экспедиция Д. И. Нечкина, созданная в 1922-1923 гг. по специальному поручению Центрального управления по делам архивов по турецким республикам, проводит фотосъемку мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави с архитектурными размерами.  По охране и ремонту памятника. В составе экспедиции были профессора А. А. Семенов, А. Э. Шмидт и инженер С. К. Орлов (Миронов, 1926:28).
Даже во время археологической экспедиции Б. П. Денике и инженера М. М. Логинова в Семиречье и Туркестан в 1925 году не идет дальше, чем получение архитектурных измерений и фотосъемка мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (Миронов, 1926:30). Работа этих археологических экспедиций ограничивается проведением архитектурных измерений и фотосъемок, а также принятием мер по сохранению и ремонту памятника. Работа этих археологических экспедиций ограничивается проведением архитектурных измерений и фотосъемок, а также принятием мер по сохранению и ремонту памятника. В результате этих экспедиционных работ в 1924 году были проведены исследования фундамента мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (Умняков, 1926:30).
Частично встречается в работах зарубежных ученых, относящихся к подземным духовным религиозным местам. Г. Кановец, Ф. Ромагоса, А. Бланко, Г. Престли в своих работах «Ортодоксальные христианские религиозные подземные здания в Греции» (Cànoves, Romagosa, Blanco, & Priestley, 2012:282-298) об истории и строительстве подземных религиозных мест в ходе исследований подземных религиозных зданий и духовных мест и М. Терзидоу, С. Скарлс, М. Сондерс (Terzidou, Scarles, & Saunders, 2018:54-65) выражает ценные мнения в своих работах. Из этих работ видно, что функции комнат в христианских подземных религиозных сооружениях строились иначе, чем комнаты в подземных мечетях в исламской суфийской традиции.
Первое археологическое исследование мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави было проведено в 1928 году под руководством М. Е. Массона. Об этом была опубликована специальная статья и монографический труд М. Е. Массона (Массон, 1929). Однако ни в одной из этих работ не сообщается о проведении археологических исследований подземной мечети «Кылует».
Анализ и экспертиза исторических данных о подземной мечети «Кылует» проводились по методике историко-сравнительного и историко-типологического, индуктивного анализа. Предпочтение отдавалось подходам сравнения, анализа, направленным на раскрытие данных, содержания научно сформулированных фактов, относящихся к деятельности и периоду строительства подземной мечети «Кылует».
Есть основания полагать, что первые археологические исследования подземной мечети «Кылует» начались в 1940 году с макета, разработанного архитектором (в научной литературе однажды скульптором, где-то археологом, где-то путешественником) А. Л. Шмидтом. Это связано с тем, что археологические исследования подземной мечети «Кылует» практически полностью основываются на этой планировке. Как известно, создание макета капитального строительства подземной мечети «Кылует» не обошлось без археологических исследований. В работе Е. Смагулова, Ф. Григорьева, А. Итеновых говорится: «Очерки по истории и археологии средновекового Туркестана» «До разрушения большого Кылуета в 1940 году архитектор А. Л. Шмидт разработал макет интерьера Кылуета из дерева и папье-маше. Его можно использовать для определения облика Кылуета первой половины ХХ века» (Смагулов, Григорьев, Итенов, 1999:138).
О правильности составления макета свидетельствуют устные данные старожилов о том, что подземная мечеть «Кылует» действовала до 1940-х годов, а во-вторых, в книге известного русского ориенталиста В. А. Гордлевского «Концепции истории Туркестанского святилища» о Кылуете написано: «До первой половины ХХ века последователи пути Ходжи Ахмеда Ясави вместо его поклонения было собирались тысячами (до двадцати тысяч) (Смагулов, Григорьев, Итенов, 1999:136). По макету подземная мечеть «Кылует» имеет площадь 20,5х11,5 м10 и спускалась с северо-востока на юго-запад (Сенигова, 1977:47).
Однако в результате археологических исследований, проведенных в последующие годы, были обнаружены остатки стен первоначального строительства подземной мечети «Кылует», которые выявили несоответствие этих стен макету, разработанному А. Л. Шмидтом. Это связано с тем, что строительство подземной мечети «Кылует» состоит из нескольких этапов (Смагулов, Григорьев, Итенов, 1999:138).

С. Т. Шаметов, научный сотрудник Национального историко-культурного заповедника-музея «Әзірет Сұлтан».
Б. К. Байболов, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Әзірет Сұлтан», руководитель отдела научных исследований.

Предыдущий

ЦЕННАЯ КНИГА ИЗ ФОНДА МУЗЕЯ «ШАРХУЛ МУХТАСАРИЛ УИКАЯ»

Следующий

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОДВИГИ ПРЕДКОВ-БАТЫРОВ В ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА: ИСТОРИЯ И НАЗИДАНИЕ»