(XVIІI в.) (родился приблизительно в 1701–1705 гг., умер в 1779–1780 гг.)
Аргын,-Болаткожа-Каракесек-Акша-Бошан-Шаншар.
(З. Садибеков. Қазақ шежіресі.- Ташкент, 1994.- 103–104 сс.)
Абылай хан, встретился с народом шаншара из рода Каракесек во время поминального обеда, когда держал путь к Алатау. На этом сборе озорники, слонявшиеся без дела, на спор смахнули прутом борик с головы хана: им было интересно посмотреть, разгневается ли хан. Абылай хан не стал принародно гневаться, поднимая свой борик с земли, и спокойно ушел, будто бы ничего не произошло. Однако спустя некоторое время Абылай хан на рынке Кызылжар вдруг вспомнил о своих обидчиках, что посмели сбить борик с его головы, и решил их закопать заживо, посадив в глубокую яму двоих озорников, одного – из Каракесека и другого – из Тортауыла. Человек из Каракесека, которого решил Абылай хан закопать, оказался внуком Казыбека, сыном Казымбета – Жанай, а из Тортауыла – Ботакан. Узнав об этом, Абылай хан, сменив гнев на милость, решил отменить наказание, на что Ботакан ответил: его заживо похоронили в могиле, значит, он должен быть здесь после своей смерти. Ботакан произнеся свои последние слова: «Вот вам моя смерть, теперь лучше и вправду умереть, нежели чем показываться живым на людях», – умер, распоров кинжалом живот. Говорят, что услышав эту новость сын Казыбек би Бекболат и Суйндик Едиге, сев на лошадей, собрали отряд из Бес Мейрамцев. Об этом Машһур Жусип Копейулы подробно описал в своем труде
«Казахская родословная». Таким образом, становится ясно, что в составе коллегии биев тогдашнего Бекболата был и Сырт Бошан – Толемисулы Караменде би. В 1779–1780 годы герою этого события Бекболат бию было 65 лет, а Караменде Толемисулы должен был быть в возрасте от 75 до 79 лет. Получается, что Караменде би родился в 1701 или 1705 году
и умер в 1779–1780 годы. Исходя из информации древних источников, Караменде би умер за полгода раньше, чем Абылай хан. Если он умер за полгода раньше Абылай хана, тогда это начало 1780 года или конец 1779 года, потому что Абылай умер осенью 1780 года (Р.Б. Сулейменов, В.А. Моисеев С. 132 с.). Дети Акмырза и Акжигит похоронили своего отца,
Караменде би, в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмада Ясави. На сегодняший день надгробный камень Караменде би хранится в комнате «Малый Аксарай». В книге Сакена Сайран Керимулы, выпущенной 2006 году, «Родословная Караменде» (Караганда, «Болашак-Баспа») рассказывается о потомках Таная. У Таная было три жены.
От первой жены – сын Куттыкадам.
От Куттыкадама – сын Жадик.
От Жадика – сыновья Тастемир, Болат.
От второй жены – сын Арыкпан.
От Арыкпана – сын Тилеп.
От Тилепа – сыновья Тинетей, Тилманбет, Биманбет.
От третьей жены – сыновья Отес, Жетес.
От Отеса – сын Омиртайю
От Жетеса – сыновья Караменде, Толебай.
По рассказам тех времен, Танай менял свое место жительство раз в пятнадцать дней и кочевал на новое место. Одним из его главных качеств было то, что он всегда наполнял земляной очаг солью, куртом, творогом, иногда хлебом, когда народ кочевал в те места, где он жил. Он делал это, чтобы пришедшие люди и путники могли пользоваться этими продуктами. Танай своим внукам Сазанбаю и Толемису вместо их долей имущества отдал всего два скакуна, копье и лук. Основную долю наследства – скота – оставил для младшего внука Кешубая. Толемис был искусным стрелком, поэтому Танай сказал: «Твое потомство может стать больше, я помогу расширить территорию», и отдал ему землю, начинающуюся с нынешнего Каракемера Курозек, территорию Анжан, могилы Ажем, земли от Тазбаса до Казыкуртинского Татыбулака. Сын Толемиса Караменде в свое время был современником сына Казыбек бия – Бекболата, сына Туйтея – Жарылгабы, сына Сенкибай батыра – Сынгыра, сына Омиртая – Бигелди. В период джунгарского нашествия со своими ровесниками-батырами Караменде ходил во множество боевых походов. В 1726 году он учавствовал в битве Шубартениз, в 1727 году – в битве Буланты-Билеути в регионе Улытау, в 1740–1742 годы – в битве против калмыкского нашествия. Таким образом, молодость Караменде, родившегося в Сырдарье, в Каратауском крае, проходит в борьбе против калмака-джунгарского нашествия. Во время суровых нашествий день и ночь он находился в составе казахского отряда рядом с батырами, набравшись опыта, батыр вошел в число советчиков биев. Чокан Валиханов в своем труде написал немало статей, определяющих место биев в обществе. По его словам, бии должны были знать нормы казахской традиции, владеть ораторским искусством. Их признавали судьей-би только после того, как они выступали на суде биев, на сборах ру, тем самым демонстрируя свое красноречие. Чокан Валиханов в тех самых записях писал: «Дети биев оставались наследниками вместо отца, потому что у них был наставник по закону». Можно привести множество таких примеров у казахов. Например, сын Казыбек би Бекболат также был бием. Затем Тиленши и его потомок Алшынбай в свое время занимали должность бия. Также потомки Караменде би будут занимать должность биев и будут достойны родового титула. Например, внук Караменде би Акжигит Карпыкбай будет бием среди Кояншы Тагай, Каракесек. Правнуки Куйкайулы Сокыр (1880–1883 годы) – Тагыбайулы Бодык (1883–1892 годы), его сын Нарымбек Бодыков (1892–1914 годы) были биями. В 1895 году Жаксыбек Турсынбеков также занимал би – волостную должность. С 1898 по 1914 годы Сатканкул Сокыров, Толеубек Бодыков, Ахмет Тибанов, Кармыс Торежанов и др. были волостными управителями. Сохранившиеся легенды о временах между Караменде би и Усен би до сих пор не утратили своей значимости. В ранней молодости Караменде би поехал к Усен би Конырату для того, чтобы получить благословение. Народ Усен бия готовился к перекочевке. Би был занят тем, что верхом на быке перегонял коров. Караменде просто следовал за ним. Тогда, остановившись, Усен би спросил:
– Ты тот самый дитя-оратор из Сарыарки, о котором все говорят?
Вот мы наконец и встретились.
– Я пришел попросить у Вас благословения, – ответил подросток.
– Не гони вола в гору – у самого руки устанут. Не заступайся
за плохого человека – спор останется с тобой. Не отказывайся от
хорошего, сынок, – в нужный момент придет большая добыча.
Счастливого пути! – воздев руки в молитве, Усен би дал свое
благословение.
Однажды Абылай хан задал вопрос Караменде бию:
– Что интересного остается в мире, обществе, народе?
Караменде би ответил так:
– Если будут старцы как птица лебедь,
Если будет джигит как ястреб и сапсан,
А девушки как утки,
и привязан конь к поясу,
а жена не смотрит гневно,
то и есть радость жизни
как сбрасываемая кожа змеи.
Еще однажды Абылай хан спросил:
–Каким образом Вы предсказываете, что ребенок будет хорошим,
богатым или ленивым и бедным?
Тогда Караменде би ответил: «Хороший ребенок, активный,
богатый ребенок будет целеустремленным, расчетливым; плохой
ребенок будет ленивым, упрямым и лентяем».__