Жертвенный камень. IV в. до н.э. — I в. н.э

Жертвенный камень имеет округлую форму, лицевая сторона- плоская, по центру- имеется выемка, с боку оформлена головой барана. Жертвенные камни с изображением барана периода сарматов (IV вв. до н. э.- І в .н. э.) в большом количестве были найдены в археологических раскопках. Образы барана и овцы имели тотемное символическое значение в мифологии разных народов. Они отличаются свойством постоянства и единства, терпением, скромностью, мягкостью, выразительностью и высокой вероятностью к жертвоприношению. Есть предположение, что жертвенные камни и сосуды использовались кочевниками для выполнения одного из религиозных обрядов- «очищения». Потому что они были удобны в переноске и компактны для размещения в любом месте. Исследователь К. Ф. Смирнов также отметил, что обнаружение жертвенных камней в могилах при вскрытии сарматских захоронении связано с религиозными и традиционными обстоятельствами. Он пишет, что для животноводов Поволжья, Южного Урала и Казахстана поклонение солнцу и огню было одним из главных религиозных обрядов, эти жертвенные камни использовались в качестве алтарей для проведения религиозных обрядов — то есть зажигания священного костра. Он также пишет, что камни использовались в качестве осветительного средства, для создания аромата, или для сжигания религиозного ритуального огня. Для создания аромата использовали хвойные деревья, в том числе можжевельник, ель и др. Обряд ароматизации таким образом многие народы считали жертвоприношением духам предков и местным богам. В фондах музея имеется несколько видов чашек, ваз, а также объекты животного происхождения для создания дыма. Как видно из данных, специально для создания дыма делается петля, которую погружают в масло или воспламеняющийся раствор, извлекают из отверстия и зажигают как свечу. Поэтому в некоторых сосудах без каких-либо масляных пятен сохранились только сажа и запах. Такую петлю можно встретить в раскопках южных регионов- в городах Сидак, Отырар и Жуантобе. Они явно связаны с жертвенными камнями. В 2000 году камень принят в фонд музея, сдан инженером Т.А.Э. А.Ержигитовой. Он был найден у подножия Каратау, в районе села Коскорган. Размер һ-5 см. d-9 см

Предыдущий

Указом Президента РК Даурен Абаев назначен министром культуры и спорта

Следующий

Даурен Абаев ознакомился с работой подведомственных министерству культуры и спорта организаций