Во дворе жилого дома обнаружен памятник, относящийся к X-XI веку

Во дворе частного дома в селе Абай Тюлькубасского района Туркестанской области обнаружен средневековый надгробный камень и место памятника, которые устанавливали святым. Надгробный камень, хранящий в себе информацию о жизни человека, много веков хранился под землей.
В связи с этим, работники государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» в рамках научно-познавательной экспедиции «По следам Ясави» посетили аул Абай и ознакомились с историческим местом.
Надгробный камень, хранящий тайны, обнаружен в 2018 году во дворе жителя села Абай Досжана Кыдыралиева. Когда владельцы дома поняли, что это ценная находка, обратились к специалистам, которые умеют читать древние надписи.
Ученые во главе с известным ученым Зарипбаем Оразбайулы, специалистом по рабскому, персидскому и древнетюркскому языку, изучили надпись на надгробном камне и определили арабские буквы образца куфи. Надпись гласила: «Это могила Мухаммеда Нуран Баба».
Как известно, надгробные камни устанавливают в местах захоронений. Поэтому под руководством ученых-археологов Международной Тюркской академии Напил Базылхана и Нурболата Богенбаева были проведены археологические раскопки. Ученые дали название этому памятнику по старинному названию данного края «Әлдибастау әулиесі».
В результате археологических раскопок было определено, что в этом месте располагалось строение площадью – 4 м, шириной – 1,65 м, высота стен – около 2 метров. Стены памятника выложены из камней из реки Кокбулак и закреплены глиной.
В ходе раскопок был обнаружен ряд археологических артефактов из металла, кости, керамики, стекла.
«Проведенные научные исследования найденных предметов позволили сделать вывод о том, что это памятник святому «Мухаммед Нуран Баба», который жил в казахской степи примерно в X-XI веках и вел религиозно-просветительскую деятельность», – говорят ученые.
В ходе раскопок здесь поднялась вода, что помешало продолжению работ. Тем не менее, различные артефакты, вскрытые из-под земли, и фундамент строительных объектов открыли много нового. По предположениям ученых, здесь расположена могила, так как надгробный камень установлен в вертикальном положении.
«Надгробный камень устанавливают на могилу. Этот памятник нужно тщательно исследовать. По-моему, могила Мухаммеда Нурана Баба находится на глубине 1,5-2 метров под надгробным камнем. К сожалению, поднялась вода. Возможно, человек, которому был установлен надгробный камень, был мастером. Потому что в месте, где проводились раскопки, я заметил место огромной печи. Это позволяет сделать предположение о том, что рядом с могилой находилась мастерская, либо ученики в память об учителе продолжили его дело рядом с могилой. По образцу печи и отходах вокруг можно определить, что здесь было и место, где плавили железо. Что нас удивило, так это то, что печь полностью сооружена из камней, в том числе и речных, с таким образцом печи сталкиваюсь впервые», — говорит известный археолог-ученый, кандидат исторических наук Марат Туякбаев.
Действительно, в ходе раскопок ученые обнаружили наковальню и фрагменты плавленого железа. Стальная наковальня Нуран баба очень массивная и прочная. Ученые говорят о том, что такая древняя наковальня в Казахстане обнаружена впервые. На поверхности наковальни видны следы от ударов молотком, что свидетельствует о том, что ею пользовались много лет. Видны следы от предметов, по которым били на наковальне.
Согласно легендам у религиозных деятелей были свои увлечения. Арыстан баб, Лашын баб, Карга баб, Ыскак баб, Жусип ата, Садуакас ата и другие личности занимались разведением птиц, кто-то резал скот, другие выращивали виноград, разбивали сады. И народ называл их именами, связанными с их увлечением.
Слово «Баб» с арабского переводится, как «дверь, ворота», то есть открывающий дверь в религию. Поэтому большим открытием считается то, что обнаружен надгробный камень, на котором впервые высечено слово Баб. В 100-150 метрах от памятника «Әлдибастау әулиесі» есть холм, который местные жители считают священным. По словам аксакалов, до распространения атеистических взглядов в этом месте каждую пятницу собирался народ, чтобы читать намаз, а внизу людей лечили от болезней.
Ученые считают, что на этом холме располагалось религиозное сооружение.
Внешний вид этого холма в селе Абай, напоминающего подземный кылует, напоминает кылует Кумшык ата в городе Туркестане. Мечеть Кумшык ата, где последователи учения Ясави проводили религиозные обряды, состоит из двух комнат и узкого коридора, у входа имеется дверь. Кылует в форме квадрата, выложен сырыми кирпичами, потолок оформлен в виде купола. Прилежащий к нему дом круглой формы диаметром 2,5 метра и высотой 2 метра, куполообразный. Коридор был извилистым, его основная конструкция была выложена из жженого кирпича и увенчана куполом.
«А над подземным кылуетом была построена глинобитная мечеть. Возможно, данный объект был возведен во времена Мухаммеда Нурана Баба. Точно это будет известно после исследования», — говорит археолог Марат Кымызулы.
Исследование памятника «Әлдибастау әулиесі», обнаруженного в селе Абай, продолжается.
Нужно отметить, согласно преданиям предок Ходжи Ахмета Ясави Ифтихар шайык похоронен в Тюлькубасском районе в Аулиетобе. Во времена завоеваний Ифтихар шайык, взявший в свои руки оружие, командовал мусульманской армией и преследовал врага до нынешнего Аулиетобе. Получив тяжелое ранение, чувствуя скорейший уход, он завещал похоронить его на холме, чтобы стать защитой от врага в северной части. С тех пор это место называют Түркібасы әулие, Аулиетобе. Такова история названия района и связана она с Түркібасы, то есть предком Ходжи Ахмета Ясави утверждают специалисты.
Пресс-служба государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан».

Предыдущий

На выставке в Павлодаре представлен никогда раньше не выставлявшийся подлинник рукописи «Дивани Хикмет»

Следующий

Впервые вышла в свет книга-антология «Теріскей толғаулары»