Мавзолей Жусуп ата

Мавзолей Жусуп ата расположен в 25 км от города Туркестан, в центре села Старый Икан. Памятник местного значения. Ранее археологические исследования мавзолея не проводились. Только в 2005 году было проведено исследование основания мавзолея, выяснилось, что фундамент строительства был заложен в XV веке. Первоначально у мавзолея был только усыпальница и жамагатхана, а затем в начале ХХ века местные жители построили столовую. Купол комнаты, а также верхний покров комнаты не дошли до нашего времени. До нас дошла только усыпальница Основные размеры мавзолея полностью сохранились и находятся в хорошем состоянии шесть ряд кирпичных кладки, которые использовались в качестве фундамента. Мавзолей Жусип-ата состоит из помещений усыпальницы, жамагатханы, а также двух комнат с куполом. Общая протяженность строительства 14,2 м, ширина 12,8 м, высота 13,5 м. В 2008-2010 со стороны РГП «Қазқайтажаңарту»  проведены реставрационные работы мавзолея Жусуп ата.

По историческим данным, Жусип-ата был современником, учеником Ходжи Ахмеда Ясави, еще в некоторых легендах говорится что он был его племянником. О нем сохранились не так уж много сведении. Согласно мифам и легендам, а также местным старцам местные люди называли Жусупа «Влюбленным Жусупом».  Его суть заключается в том, что он «влюблен в Аллаха». В личном архиве местного жителя села Икан Иулдаша Нуршиддиновича обнаружен ряд фактов о Жусупе ата. Согласно этим архивам  в те времена Ходжа Ахмед Ясави занимал должность акима города Яссы. По приказу акима Жусип ата был направлен представителем в село Икан. В то время аул Икан славился своими виноградами во всем мире. Когда Ахмед Ясави прибыл в это село его накормили из 12 видов винограда. С тех пор Жусип-ата полностью освоил учение суфизма, достиг высочайшего уровня и стал святым. У народа есть много легенд о Жусупе ата. В одном из таких легенд говорится: Однажды Хаким ата без разрешения омылся водой которую Ходжа Ахмеда Ясави использовал для молитвы. Но наставник промолчал об этом. На следующий день Ахмет Ясави посадил его на верблюд и сказал чтобы «он спустился там где остановиться верблюд». Не слушаясь его верблюд не остановливаясь прошел через Амурадарию, Сырдарию и остановился прямиком в Хорезме. Когда Ахмед Ясави спросл у учеников о том кто бы смог привести Хаким ату, все промолчали. Тогда только Жусуп ата дал согласие на это. Тогда Ахмед Ясави приказал тому «взобраться на шатер». Когда Жусуп ата взабрался на шатер, шатер превратился в белго верблюда. Перед тем как двигаться в путь Ахмед Ясави поставил условие перед ним. Он сказал ему что он должен будет «связать его руки» когда он привезет Хаким ату. Всю дорогу Жусуп ата связал руки Хаким аты только когда они прибыли в Туркестан. Когда те прибыли к Хазрет Султану он сказла что Жусуп ата поступил неправильно. В качестве наказания Жусуп ата был наказан тремья ударами плети. Жусуп ата достиг уровня святого при жизни. В одном из леген говорится что когда Ходжа Ахмед Ясави был в доме Жусуп аты, он сказал что «его четвертый потомок Камалиддин шейх достигнет невероятного уровня святости». Потомками Жусуп аты были Камалиддин, Сулеймен, а от них Омар, Жиен и Сыддык. Потомками Жиена были Икан Кожа, от него Ата кожа, от него Шарафуддин.  По словам местных пожилых людей, в 1930-х годах в мавзолее Жусуп ата было много религиозных книг. К сожалению, после установления советской власти несколько книг сгорели. Но внутри мавзолея сохранились могильники захороненных. Они: Могильники Сабыр аты, Курбан аты, Жусуп аты, Халил аты (Сын Жусуп аты), Ибраһим аты, Абдижалил аты, Асан аты, Абди Азиз аты. Есть предположения, что похороненные в мавзолее люди могут быть «потомками или учениками Жусип аты».

Предыдущий

Тайказан, ХIV в.

Следующий

Мавзолей имама Маркозы