Мавзолей Кожа Ахмет Ясави (ХІІ-ХІV вв.)

Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII в. известного на Востоке Ахмета Яссауи – признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта. Координаттары: 43˚17.858΄, 068˚16.269΄ Выше уровня моря на 219м. Комплекс мавзолея Ахмеда Ясауи находится в г. Туркестан Южного-Казахстанской области.  Построен в период с 1385 по 1405 гг. Является комплексом, в котором объединены мавзолей, мечеть, ханака, помещения административного и хозяйственного назначения. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи – удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества. Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей Ахмеда Ясауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов - казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков. Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.

Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии. Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5см и 26х26х6см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.

Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.

Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика. Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики. Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы  колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами.  Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмеда Ясауи. Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплекс зала – Казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Мавзолей Ахмеда Ясауи - мерило нравственности. Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Ясауи дают полное представление о монументальном стиле  архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV-начале XV вв. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры.