КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «АЗРЕТ СУЛТАН»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «АЗРЕТ СУЛТАН»

 

1.         Введение

2.         Цели и задачи концепции

3          Анализ современного состояния Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан»

3.1       Музейный фонд и научно-исследовательская работа музея-заповедника «Азрет Султан»

3.2       Экспозиционная работа и популяризация историко-культурных памятников прошлого

3.3       Анализ потока туристов

4.         Мероприятия по развитию Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан».

4.1       Создание туристического центра

4.2       Археологические исследования Туркестанского оазиса

4.3       Развитие туристических маршрутов

5.         Принципы и механизмы Концепции

6.         Ожидаемые результаты от реализации Концепции

 

1. Введение

 «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха».

Н.А. Назарбаев

ХХІ век, век новых технологий, требует новые подходы в деле развития музеев Казахстана, которые должны стать своеобразным импульсом в научных изысканиях и популяризации исторического прошлого, центром сохранения и популяризации национальной культуры и исторического опыта нашей государственности. Для достижения данной цели важно использовать все достижения современной эпохи в области науки и техники.

На сегодняшний день задачи преобразования Казахстана в крупный международный туристский центр особенно актуальны с учетом увеличения объемов туризма и обеспечения современных стандартов качества туристического обслуживания. Одним из перспективных подходов в решении этих задач является создание на территории Казахстана туристической инфраструктуры.

Сегодня многие музеи во всем мире, в том числе и в Казахстане, находятся в процессе обновления, модернизации и ребрендинга. Эти процессы необходимы музеям, для того чтобы иметь возможность лучше реагировать на меняющиеся потребности и желания посетителей. Современное общество - это общество потребления, и это приходится учитывать даже музеям. В то же время необходимо воспитывать культуру потребления. Для музеев – это сложные процессы. Эти сдвиги отражают смену парадигм, которые происходят в музеях 21-го века по всему миру.

Одним из ведущих в стране центров, связанных с изучением и наглядным отражением многовековой истории Казахстана является Государственный историко-культурный музей-заповедник «Азрет-Султан», отражающий определенные изменения, которые происходили в культуре и истории, а также привносит ценностные ориентиры в сферу повседневности современного человека.

Памятники истории и культуры, хранящиеся в музейных собраниях и расположенные на территории музея-заповедника «Азрет Султан», обеспечивают преемственность и непрерывность культурно-исторического развития духовной жизни народа. Благодаря этим артефактам человек вовлекается в мир ожившей истории, утверждается его национальное самосознание, а главное он осмысливает духовные ценности, лежащие в основе национальной культуры, которая помогает определить место страны в мировой цивилизации и увидеть перспективы своего развития.

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Азрет Султан» был создан 1978 году по решению Совета Министров Казахской ССР на базе Всемирно известного мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави.  В 1989 году Совет Министров Казахской ССР принял постановление об организации государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан» на территории города Туркестан. Заповедник - музей включает в себя: ханаку (мавзолей-мечеть) Ходжи Ахмеда Ясави (XIV в., сооружен по указанию эмира Тимура), городище Культобе (IV—VI в.), суфийский центр (X—XII в.) с подземной мечетью Хильвет, ритуальное строение Шильдехана, безымянный и восьмигранный мавзолеи, восточную баню (XVI в.), мавзолеи Рабии Султан Бегим (XV в., Есим-хана, Альходжа ата и Гаухар ана, Жума-мечеть (XIX в.), средневековую застройку цитадели и шахристан, фортификационные сооружения с оборонительными стенами, башнями, воротами, военную казарму, подземную мечеть Аулие Кумшык ата. Также необходимо отметить, что в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави были захоронены многие известные казахские ханы, батыры, бии и султаны, в числе которых Абылай хан, Жолбарыс хан, Касым хан, Жанибек батыр, Казыбек би и др.

Центральным объектом заповедника-музея «Азрет-Султан» является мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — первый памятник Казахстана, включённый в 2003 г. в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Площадь музея-заповедника при архитектурном комплексе мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави составляет 88,7 га.

За сорок лет существования музей-заповедник «Азрет Султан» стал одним из ведущих музеев Казахстана. За эти годы было достигнуто немало успехов. А именно, был сохранен и отреставрирован архитектурный комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, был выполнен капитальный ремонт в здании казармы XIX века, который, в дальнейшем, был переоборудован под экспозиционный зал музея Истории Туркестана. Выпущено в свет множество научных трудов по истории Туркестана. В музейном фонде собраны свыше 24 тысяч музейных предметов, которые экспонируются в музейной экспозиции и специальных выездных выставках.

Но в современных условиях развития этого стало недостаточно. Нужна новая программа развития музея, основанная на научных подходах, которые должны отвечать современным требованиям и условиям развития нашего общества. Одним из таких требований является усовершенствование музейного дела как такового.

Настоящая Концепция станет основой для разработки плана мероприятий по дальнейшей реализации программы развития музея-заповедника «Азрет Султан» с прилегающей территорией на 2019-2021 годы в контексте с развитием города Туркестан.

 

2. Цели и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является выработка механизмов развития туризма, повышения эффективности охраны и использования объектов историко-культурного наследия музея-заповедника «Азрет Султан».

Для достижения поставленной цели необходимо сконцентрировать усилия на следующих основных задачах:

проведение широкомасштабных археологических исследований в Туркестанской области;

создание благоприятных условий для сохранения и дальнейшего развития историко-культурного наследия;

активная пропаганда богатого исторического и культурного наследия Казахстана на международном уровне;

решение проблем активного использования историко-культурного наследия для развития туризма, рассмотрение памятников истории и культуры как важнейшего звена в инфраструктуре туризма;

развитие внутреннего и въездного туризма;

повышение качества туристского продукта и обеспечение его конкурентоспособности;

разработка мер по восстановлению в соответствии с современными требованиями ряда значимых памятников в городе Туркестане, городищах Сауран, Сидак ата и других историко-культурных комплексов, проведение системных мероприятий, раскрывающих их роль в истории государства как ценностей, объединяющих народ.

 

3. Анализ современного состояния Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан»

Город Туркестан является  одним из немногих городов Казахстана,  который  имеет богатое историко-культурное наследие и материальные свидетельства градостроительной культуры с древнейших времен.

По ценности архитектурно-градостроительного наследия  он относится к таким городам, в которых отчетливо сохранились исторические этапы развития города, памятники градостроительства, архитектуры, археологии и природного ландшафта. В  формировании  города выделяются шесть исторических этапов, которые легли в основу структурно-пространственной организации города:

  • IV в. – поселение Культобе;
  • XII в. -  г. Ясы, центр округи;
  • XIV в. - строительство Эмиром Тимуром монументальной культовой постройки ханаки-мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, превращение г. Ясы в религиозный центр;
  • XVI в. – изменение названия города в город Туркестан, столичный центр Казахского ханства, упрочнение значения как религиозного центра;
  • XIX в. – первая половина –колонизация города Кокандским ханством;
  • XIX в. - вторая половина –колонизация города и вхождение Туркестана в состав  Российской империи.

Зародился город с небольшого замкового сооружения в IV-VI вв. н.э. (городище Культобе). Ныне это небольшой бугор, в топографии которого четко читаются контуры сырцовых сооружений. Далее на протяжении столетий  город разрастался, видоизменялся. В 1166 году на некрополе Ясы был похоронен известный суфийский проповедник Ходжа Ахмед Ясави и г. Ясы превратился в религиозный центр. С течением времени он становиться центром политической, экономической и культурной  жизни Южного Казахстана.

С XIV по XIX в.в. город Туркестан представляет собой возвышенность, по периметру окруженный крепостными стенами и глубоким рвом, наполненным водой. Шесть городских ворот укреплены башнями, к воротам стекаются караванные дороги по направлению в Отырар, Испиджаб, Сауран, Сыганак, Ташкент, к перевалам Каратау и др. Кривые улицы делят город  на несколько махалля, управляемых аксакалами. Особый статус имела территория окружающая мавзолей-ханаку Ходжи Ахмеда Ясави. Время  начала застройки этой территории датируется концом XIV - первой половиной XV вв. За пределами стен имелась  развитая сельскохозяйственная  округа с пригородными поселениями, расположенными вдоль караванных путей. В этих границах город успешно функционирует  до середины XIX века. С середины XIX в. в связи с военно-политическими событиями  в истории Кокандского ханства, в состав которого входил Туркестан со всей округой, город окружается новым кольцом стен. Местами они проходят по старым стенам, но большей частью по новым участкам, включая в город дополнительные площади и отдельно окружая участок вокруг ханаки Ходжа Ахмеда Ясави, образуя цитадель (арк) кокандского гарнизона. Время постройки новых стен относится к  середине 40-х годов XIX в., почти перед самым завоеванием русскими царскими войсками города Туркестана. В целом планировочная структура г. Туркестана того времени имела традиционную форму - укрепленный город и радиально-кольцевая структура прилежащего земледельческого пригорода, вдоль важнейших магистральных путей.

С 1875 года с обоснованием в городе русских развивается прямоугольная структура постройки, развивающаяся у стен старого города  на пересечении двух наиболее функционирующих караванных путей: Отырар-Туркестан-Атабай, Сауран-Сузак-Икан-Испиджаб.

В советский период город растет и развивается,  происходит слияние старой части города с пос. Борисовка, бывшие пригороды включаются в городскую структуру, вырастают новые жилые районы и промышленные зоны. В период становления Советской власти город становиться уездным центром Сырдарьинской области. После реорганизации системы административного деления  в 1928 году Туркестан становиться районным центром. С 2018 года город Туркестан стал областным центром Туркестанской области.

Государственный историко-культурный заповедник-музей Азрет Султан, занимающий территорию площадью 529,4 га (в который входят непосредственно охранная зона мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави и прилегающих территорий – 88,7 га, а также охранная зона памятников истории и культуры состоящих на учете в музее-заповеднике «Азрет Султан») в центральной части древнейшего на юге Казахстана города Туркестан с более чем 1500-летней историей, выгодное географическое расположение которого на перекрестке торговых дорог Великого Шелкового Пути способствовало его становлению столицей могущественного Казахского ханства в XVI-XVIII веках, был создан в 1978 году. Он охватывает множество достопримечательностей, связанных с историей Туркестана, который буквально окружен памятниками древности, в число которых входят архитектурные, археологические и исторические памятники разных эпох, начиная с каменного века и заканчивая памятниками недалекого прошлого.

Мавзолей Ходжа Ахмета Ясави уникальный памятник древнего зодчества, созданный в Туркестане, являющийся самой главной достопримечательностью современного города, единственным архитектурным памятником средних веков, сохранившимся до наших дней. Мавзолей известного на Востоке поэта и проповедника суфизма Ахмета Ясави, известного в народе как Азрет Султан (Султан всех Святых), был воздвигнут по указанию Тимура в 1399-1405 годах на могиле поэта через 233 года после его кончины. Он представляет собой грандиозное сооружение высотой в 44 метра, с порталами и куполами. В 2003 году архитектурный комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави был включен в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Музей-заповедник «Азрет Султан» - культурный объект, является своеобразным центром паломничества и исторического туризма. Музей-заповедник функционирует еще и как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, выполняющие задачи по сбору, сохранению и исследованию богатейшего наследия средневековой истории - памятников археологии и архитектуры Туркестана.

Туркестан и мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави являются местом паломничества всех мусульман тюркоязычного мира. Кроме мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави местами паломничества являются такие сакральные памятники, как подземная мечеть Хильвет - в котором по преданиям жил и творил Ходжа Ахмет Ясави после его отречения от мирских благ, мавзолей Рабии Султан Бегим, подземная мечеть Кумчик ата – место где собирались и исполняли свои ритуалы суфии, мавзолей и колодец Укаша ата, мавзолей Гаухар ана (дочери Ахмеда Ясави) и термальный лечебный источник, мавзолей Альходжа ата (зять Ахмеда Ясави), мавзолей Жусуп ата (ученик Ахмеда Ясави), Жылаган ата (дословно – плачущий старик) с его уникальным родником. В год эти сакральные памятники посещают более 1 млн. человек. С каждым годом популярность этих памятников растет.  

В данное время в РГКП Государственный историко-культурный музей-заповедник «Азрет Султан» функционирует 5 отделов:

- административно-хозяйственный;

- научно-исследовательский;

- охраны и учета памятников истории и культуры;

- музейного фонда;

- экскурсии и пропаганды. 

В указанных отделах работают 100 сотрудников. На сезонные работы, для решения определенных задач, музей-заповедник по трудовому договору нанимает дополнительно до 15 человек.

В настоящее время в музее-заповеднике один Phd доктор философии, один кандидат исторических наук и одиннадцать магистров.   

 

3.1 Музейный фонд и научно-исследовательская работа музея-заповедника «Азрет Султан»

В музейном фонде музея-заповедника «Азрет Султан» в данное время насчитывается более 24 тысяч музейных предметов. Фонд является одним из самых крупных музейных фондов в Казахстане. Основную часть музейных предметов, хранящихся в музейном фонде, составляют нумизматические и археологические коллекции.  Они были собраны в результате кропотливой работы сотрудников музея-заповедника.

Самым главным музейным экспонатом является архитектурное сооружение - мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Это один из самых крупных подобных архитектурных сооружений Центральной Азии и единственное в Казахстане. Для постройки этого мавзолея были привлечены многие мастера из Ирана и других стран. Уникальность ему также придает его центральный  купол, который является самым крупным из всех известных эпохи тимуридов. В центре главного зала мавзолея расположен знаменитый Тайказан – бронзовый котел для ритуальных обрядов, отлитый по приказу самого Эмира Тимура. Также  популярность этому сооружению добавляют многочисленные мифы и легенды о его происхождении.

Мавзолей окружают несколько мавзолеев меньшего размера, которые и составляют ансамбль архитектурного комплекса. Самый крупный из них мавзолей внучки Амира Тимура, дочери заменитого правителя, ученого Улугбека Рабии Султан бегим, которая была выдана замуж за хана Белой Орды Абулхаир хана. Рядом с мавзолеем расположен мавзолей казахского хана Есима. Мавзолей в свое время был разрушен и востановлен уже в наше время по эскизам. Точный его вид восстановить было невозможно, из-за утери его чертежей.

Особое место занимает подземная мечеть Хильвет. Само здание мечети было разрушено временем. На его месте были проведены археологические исследования, благодаря которым удалось частично восстановить его первоначальный вид. В этой мечети собирались последователи Ахмеда Ясави, где совершали свои религиозные обряды и ритуалы.

Также по периметру мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави в результате археологических исследований удалось обнаружить еще несколько мавзолеев, принадлежность которых установить не удалось. Но судя по их размерам предназначались они для людей, которые занимали высокое положение в обществе.

В самом музейном фонде на хранении имеются уникальные музейные предметы, являющиеся прямыми свидетелями и участниками исторических событий. Это бронзовые светильники эпохи Амира Тимура, изделия из золота и других ценных металлов сделанные ювелирами древности, редко встречающиеся украшения.

В научной библиотеке при музее имеется свыше 5000 тысяч книг. Основную часть библиотечного собрания составляют научная и научно-популярная литература, которая является базой научных изысканий сотрудников музея-заповедника.

Сотрудники музея-заповедника ведут постоянные научные изыскания, связанные с историей Ходжа Ахмеда Ясави, его учением, самим зданием мавзолея, его архитектурным комплексом. Проводятся археологические исследования на территории музея-заповедника и Туркестанского региона.

За последний год было опубликовано более 100 научных статей на актуальные темы по музееведению, истории, археологии и этнографии. Выпущено несколько монографий, альбомов каталогов, в которых показаны наиболее уникальные и ценные музейные предметы фонда музея-заповедника.

Каждый год проводится международный конкурс «Познание творчества Ясави», в котором участвуют дети школьного возраста из всех регионов Казахстана и ближнего зарубежья.

Музеем-заповедником «Азрет Султан» проводятся республиканские и международные научно-практические конференции в которых принимают участие многие видные ученые Казахстана и зарубежных стран. Постоянными участниками этих конференций являются ученые историки России, Узбекистана, Кыргызтана, Турции  и др. стран. На конференциях обсуждаются актуальные вопросы в области ясавиведения, музейного дела, истории, археологии, философии и этнографии.

 

3.2 Экспозиционная работа и популяризация историко-культурных памятников прошлого

Экспозиционая работа в музее-заповеднике «Азрет Султан» основана на собрании музейного фонда. Основную часть музейного фонда составляют музейные предметы обнаруженные во время археологических и этнографических экспедиций. Главными экспонатами музея-заповедника «Азрет Султан» являются исторические здания: мавзолеи Ходжа Ахмеда Ясави, Рабии Султан бегим, Есимхана, мечети Хильвет, Жума мечети, восточной бани, военной казармы 19 века, гарнизонного штаба. Таким образом, музей- заповедник «Азрет Султан» является естесственным музеем под открытым небом.   На данное время экспозиционные комплексы разположены в именно в указанных исторических объектах.

Экпозиционные отделы расположенные в мавзолее ходжа Ахмеда Ясави составляют единый  комплекс, главной целью которого является показ эпохи Ахмеда Ясави, времени строительства и существования здания мавзолея.

Экспозиционные комплексы расположенные в других исторических зданиях имееют, практически, те же цели, а именно показывают посетителям атрибуты средневекового периода.

Наиболее разработана тематика экспозиционного комплекса музея истории города Туркестана, который расположен в здании бывшей военной казармы 19 века. Экспозиционный комплекс состоит из разделов, которые показывают атрибутику времен, начиная с каменного века и заканчивая современностью.

Соотвественно музейные экскурсии проводятся главным образом в здании самого мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави и прилегающих к нему архитектурных сооружениях.

По характеру тематики экскурсии обзорные и дают посетителям, пришедших в музей представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами.

К сожалению, у музея-заповедника в данное время отсутствует возможность проведения экскурсий в более широком формате. Причин этому несколько:

Во-первых, не ко всем историческим объектам есть возможность подвести экскурсантов из-за отсутствия или плохого состояния дорог ведущих к ним (например: объекты Культобе, Ханская ставка и Ханская мечеть).

Во-вторых, на памятниках, которые являются потенциальными объектами экскурсии, не проводились археологические исследования.

В-третьих, памятники истории и культуры, которые могли бы быть потенциальными объектами паломничества не восстановлены (например Тагайын ата – дядя Ахмеда Ясави, Садр баб – родной брат отца Ахмеда Ясави, родные внучатые племянники Садан шейх и Усен шейх и др.)

Сами экскурсоводы являются специалистами в своей области и достаточном объеме предоставляют посетителям всю имеющуюся информацию. Предлагаются для посетителей и туристов выездные экскурсии на такие памятники как Гаухар ана и Укаша ата. Именно эти памятники привлекают наибольший интерес для туристов и паломников после самого мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. При проведении экскурсий не применяются современные технические средства, что является одним из недостатков в деятельности музея-заповедника.

Музей-заповедник «Азрет Султан» с целью популяризации исторического наследия формирует и проводит многочисленные выставки, лекции выставки за пределами самого музея, в том числе выездные выставки в различные регионы Казахстана. Только за 2017 год и 8 месяцев 2018 года было организовано и проведено более 100 выставок. Главным недостатком проводимых выставок является ограниченность экспонатов, которые может вывезти музей. Причиной этому отсутствие подходящего специализированного транспорта и тары для перевозки музейных предметов.

Музей-заповедник «Азрет Султан» занимается выявлением и юридическим оформлением памятников истории и культуры. Музеем-заповедником «Азрет Султан» на территории Туркестанского региона выявлено и поставлено на учет более 100 наиболее значимых памятников архитектуры, истории и археологии, в том числе 1 памятник международного, 21 памятник республиканского и более 80 памятников местного значения.

 

Список памятников истории и культуры

 

Название памятников

Статус памятника

1

Қожа Ахмет Ясауи кесенесі. (ХІІ-ХІVғғ.)

Международного значения

2

Рабия Сұлтан Бегім кесенесі.

Республиканского значения

3

Есім хан кесенесі. ХVІІғ.

Республиканского значения

4

Қылует жер асты мешіті.

Республиканского значения

5

Шығыс моншасы.

Республиканского значения

6

Жұма мешіті. ХІХғ.

Республиканского значения

7

Шілдехана. XII-XIVғғ.

Республиканского значения

8

Белгісіз сағана. ХVІ-ХVІІғғ.

Республиканского значения

9

Казарма (ХІХ ғ.)

Местного значения

10

Гарнизон штабы (ХІХ ғ.)

Республиканского значения

11

Әулие Құмшық ата қылуеті, (ХІІғ)

Республиканского значения

12

Күлтөбе-Ясы  қаласы, (ІІ-ХІҮ-ХҮІІ-ХІХғғ.)

Республиканского значения

13

Қаратөбе (Сауран) қаласы, (ІV-V-ХІVғғ.)

Республиканского значения

14

Сауран қаласы (ХІІІ-ХІV-ХVІІІғғ.)

Республиканского значения

15

Сегіз қырлы сағана, ХVІ-ХVІІғғ

Республиканского значения

16

Цитадель қамал қабырғасы, (ХVІ-ХІХ)

Республиканского значения

17

Цитадель қақпасы, (ХVІ-ХІХ ғғ.)

Республиканского значения

18

Шахарістан қорғанының іргесі

В предварительном списке

19

Көне Түркістан қаласы (ХV-XIX ғғ.)

Республиканского значения

20

Міртөбе қонысы

Республиканского значения

21

Гауһар ана кесенесі (ХІІ ғ.)

Республиканского значения

22

Укаша ата мазары мен құдығы (ІХ-Х ғғ.)

Республиканского значения

23

Мүсәллә қақпасы ХІХ

В предварительном списке

24

Жеті ата қақпасы

В предварительном списке

25

Тәкиә қақпасы

В предварительном списке

26

Дарбаза қақпасы

В предварительном списке

27

Хан мешіті

В предварительном списке

28

Жәудір ана мешіті

В предварительном списке

29

Хан ордасы, (XVII- XVIIIғғ)

В предварительном списке

30

Белгісіз жаңа сағана, ХV-ХVІғғ

В предварительном списке

31

Әлқожа ата кесенесі. ХІІ

В предварительном списке

32

Жүсіп ата кесенесі (ХІІ-ХІVғғ.)

Местного значения

33

Бала би (Тамабай) мазары ХІХ

Местного значения

34

Мұнара ХІХ

Местного значения

35

Имам Марқозы мазары ХІХ

Местного значения

36

Меңдуана ата мазары.

Местного значения

37

Жалаулы ата  мазары ХІ-ХІІ.

В предварительном списке

38

Сәдуақас ата мазары ХІІғ.

В предварительном списке

39

Шаш ана бейіті. І-Vғғ.

В предварительном списке

40

Қарахан ата мазары ХІV-ХVІІІғғ.

В предварительном списке

41

Сарай ата мазары ХVІІ-ХVІІІғғ.

В предварительном списке

42

Тағайын ата мазары ХІ-ХІІғғ.

В предварительном списке

43

Ер Қоян ата бейіті. ІХ-Хғғ.

В предварительном списке

44

Үйрек ата мазары. ІХ-Хғғ

В предварительном списке

45

Құрышхан ата мазары. V-VІІІғғ.

В предварительном списке

46

Әздер әулие мазары.

В предварительном списке

47

Қарашық төбе-ІІІ қалашығы, (Б.з.д. ІV-ІІІғғ. - б.з.-ІVғғ.)

В предварительном списке

48

Қазтөбе қалашығы, (б.з.д.-VІ-Vғғ. - б.з І-ІІғғ.)

В предварительном списке

49

Мейрам төбе қалашығы, (Б.з.д ІV - б.зІVғғ.)

В предварительном списке

50

Шаштөбе қалашығы, (Б.з.д.V-б.з.І-ІІғғ.)

В предварительном списке

51

Бершін төбе қалашығы, (Б.з.д. V-ІVғғ.- б.з. -ІІ-ІІІғғ.)

В предварительном списке

52

Ақтөбе (Ибата) қалашығы, (Б.з.д. ІІІ-ІІ- –б.з.ІV-Vғғ.)

В предварительном списке

53

Көксарай–І қалашығы, (Б.з.д.IV-IIғғ. – б.з.IV-Vғғ.)

В предварительном списке

54

Құлан төбе қалашығы, (Б.з.д.ІІ-І-б.з.ІV-VІІІғғ.)

В предварительном списке

55

Шорнақ төбе қаласы, (Б.з.д.І- б.з. ІV- VІғғ.)

В предварительном списке

56

Байбалық (Майбалық) қалашығы, (Б.з.д.-ІІ-І-б.з.ІV-VІІІғғ.)

В предварительном списке

57

Қорыс төбе қалашығы, (Б.з.д. І– б.з.Ү-ҮІғғ.)

В предварительном списке

58

Ақтөбе (Абай) қалашығы, (І-ҮІғғ.)

В предварительном списке

59

Оқжетпес қонысы, (Б.з.д. І-  б.з.ІV-Vғғ.)

В предварительном списке

60

Ақтөбе (Теке) қалашығы, (б.з.д І-  б.з.ІҮ-Үғғ.)

В предварительном списке

61

Сидақ ата қаласы, (І-ҮІІІғғ.)

В предварительном списке

62

Қарауыл төбе, (V-VІІғғ.)

В предварительном списке

63

Қалашық, (І-VІғғ.)

В предварительном списке

64

Шаш ана қалашығы, (І-VІғғ.)

В предварительном списке

65

Үштөбе (шығыс) қонысы, (I-IVғғ.)

В предварительном списке

66

Үштөбе (орталық) қонысы (I-Vғғ.)

В предварительном списке

67

Үштөбе қонысы (батыс) (I-Vғғ.)

В предварительном списке

68

Шаға ІІ қонысы, (І-ІVғғ.)

В предварительном списке

69

Шаға-ІІІ қалашығы, (І-ІVғғ)

В предварительном списке

70

Дәуленбайтөбе қалашығы, (І-VІғғ.)

В предварительном списке

71

Ибата қалашығы,(І-ІVғғ.)

В предварительном списке

72

Оғызтау-ІІ қалашығы, (VІ-VІІІғғ.)

В предварительном списке

73

Төрткүл-І (Қарашық) қаласы, (VІ-ХІV-ХVғғ.)

В предварительном списке

74

Бұзауқорған қонысы, (ХІІІ-ХІҮғғ.)

В предварительном списке

75

Ғартөбе-(Қарнақ) қаласы, (VІІ-VІІІ ХІVғғ.)

В предварительном списке

76

Төрткөл-Қаратөбе қаласы,  (VІІ-VІІІ – ХІІІ-ХІҮғғ.)

В предварительном списке

77

Шойтөбе-І қонысы, (ІХ-Х-ХІҮ-ХVғғ.)

В предварительном списке

78

Шойтөбе-ІІ қонысы, (ХІІ-ХІҮғғ.)

В предварительном списке

79

Төрткүл-Қаражон қонысы, (ХІІІ-ХІVғғ.)

В предварительном списке

80

Айнакөл-Бабайқорған қаласы, (ІХ-Х-ХVғғ.)

В предварительном списке

81

Шауғар-Шойтөбе қаласы, (ІІ-ІІІ-ХІІІғғ.)

В предварительном списке

82

Тағайын ата қаласы, (ХІІ-ХҮІғғ.)

В предварительном списке

83

Жүсіп ата қонысы, (ХІІ-ХІІІ –ХІХғғ.)

В предварительном списке

84

Көксарай–ІІ қонысы,  (ХІІІ-ХІVғғ.)

В предварительном списке

85

Төрткөл-Құшата қаласы, (VІІІ-ХVІІІғғ.)

В предварительном списке

86

Шаға-І қаласы (ІV-V –ХVІІІғғ)

В предварительном списке

87

Жүйнек қаласы, (ҮІ-ХҮІІІғғ.)

В предварительном списке

88

Иқан қаласы, (ІХ-Х-ХҮІІІғғ.)

Местного значения

89

Әбдімәлік қаласы,  (Ташнақ), (ХІІІ-ХІV-ХVІІІғғ.)

В предварительном списке

90

Қосқорған қаласы, (ХІІІ-ХІV-ХVІІІғғ.)

В предварительном списке

91

Оғызтау-І қалашығы, (ХV-ХVІғғ.)

В предварительном списке

92

Сауқым ата қаласы, (ХІV-ХVІІІғғ.)

В предварительном списке

93

Күлтөбе (Оранғай) қаласы, (ХҮ-XVI - ХҮІІІғғ.)

В предварительном списке

94

Төрткөлтөбе-Бабайқорған қаласы, (ХІV-ХVІІІ-ХІХғғ.)

В предварительном списке

95

Қарнақ-Ішкент қаласы, (ХІV-ХVІІІ-ХІХғғ.)

В предварительном списке

96

Төрткүлтөбе-ІІ (Қарашық) қаласы, (ХІV-ХVІІІ-ХІХғғ.)

В предварительном списке

97

Қостөбе(Нұртас)қонысы, (ХҮІІ-ХҮІІІғғ.)

В предварительном списке

98

Жоғарғы Ташнақ қонысы, (ХVІІІ-ХІХғғ.)

В предварительном списке

99

Жаңа Сауран қонысы, ХІХ-ХХғғ.)

Республиканского значения

 

3.3 Анализ потока туристов

Посетителей

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Общее количество туристов, в т.ч.:

617803

611215

701578

944561

981344

1015088

1090755

иностранцы

19914

19361

23820

20905

20425

16062

30189

 

4. Мероприятия по развитию Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан»

В программной статье Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» одними из главных направлений развития являются:

1. Конкурентноспособность;

2. Прагматизм;

3. Сохранение национальной идентичности.

Именно эти направления очень важны для равития музеев Казахстана на данном отрезке времени.

Главная цель музея-заповедника на современном этапе -это привлечение широкого круга туристов, как казахстанцев, так и зарубежных граждан, превращение города Туркестан в туристический центр всей Центральной Азии. Для достижения данной цели необходимо уже в ближайшее время проведение ряда мероприятий и работ по модернизации туристических маршрутов и соотвественно обеспечение их материально-технической базой.

 

4.1 Создание туристического центра

В настоящее время музей-заповедник не имеет специализированного Туристического центра. Для организации и создания максимальных условий для посетителей заповедника-музея и привлечения туристов необходимы капитальные вложения на создание Туристического центра с приемными залами, медицинской комнатой, буфетом, информационными киосками, научными сотрудниками, специалистами координаторами работающих по принципу одного окна, офисом и складскими помещениями. На территории музея-заповедника имеется здание общей площадью 275,54 кв м.,  структура которой позволяет открыть на ее базе специализированный Туристический центр со всеми вышеизложенными функциональными обязанностями. Но для достижения этих целей необходима капитальная реконструкция указанного здания.

В рамках осуществления проекта реконструкции Туристического центра «Азрет-Султан» предусмотрено приобретение специальных транспортных средств, для организации выездных экскурсий по историческим и духовно-религиозным объектам Туркестанского оазиса.

В свою очередь, музей-заповедник «Азрет Султан» имеет ряд преимуществ в организации данной работы.

Первое - все исторические памятники находятся на охранной территории заповедника-музея.

Второе - опыт в составлении туристических маршрутов и предоставлении экскурсионных услуг.

Третье - налаженный контакт с туроператорами.

С реализацией Проекта ожидается создание высокотехнологичного здания с инновационным решением. Также предлагается внедрение новых услуг, разработка новых туристических маршрутов и  культурно-образовательных программ.

Финансирование и строительство Туристического центра «Азрет-Султан»:

- обеспечит  комплексный подход в решении задач сохранения историко-культурного достояния, а также использовании археологического комплекса в научных, образовательных и туристических целях как объекта национального и мирового значения;

- будет способствовать улучшению экологической обстановки вокруг исторической зоны, в котором будет расположен Центр по дальнейшему развитию культурного туризма в Туркестанском оазисе;

- создаст условия для развития сферы туризма и связанного с ней сфер производства и услуг. А именно будет способствовать развитию гостиничного бизнеса, сферы транспортных услуг, сувенирного производства и т.д., что приведет в свою очередь к увеличению налогового сбора поступающего в местный и республиканский бюджеты.

 

4.2 Археологические исследования Туркестанского оазиса

Научный интерес к городской проблематике всегда был в центре внимания отечественной археологии. Начиная с сороковых годов ХХ века несколько крупных экспедиций, возглавляемые А.Н.Бернштамом, Е.И.Агеевой, Г.И.Пацевичем, К.А.Акишевым, К.М.Байпаковым, Л.Б.Ерзаковичем работали в Южно-Казахстанской области. Были написаны статьи и монографии по итогам работ этих экспедиций, а также выпущен реестр «Археологическая карта Казахстана (1960) и первый том Свода памятников истории и культуры Казахстана, посвященный Южно-Казахстанской области (1994).

В последние десятилетия археологами Казахстана проделана огромная работа по изучению древних городов. Многолетние археологические исследования на юге Казахстана позволили реконструировать историческую панораму становления и развития здесь своеобразной городской культуры. За прошедшие годы были накоплены новые материалы, особенно по Туркестанскому оазису, в результате многолетних работ (с 1996 по 2018 гг.) Туркестанской археологической экспедиции, организуемой совместно с Институтом Археологии имени А.Х.Маргулана и Государственным заповедником-музеем «Азрет Султан».

На территории музея-заповедника «Азрет Султан» археологические исследования начались с первой половины ХХ в. Но они проводились периодически и не имели комплексного характера. Из-за этого, многие интересные объекты так и не были выявлены. Поэтому, на сегодняшний день очень важным является проведение комплексных археологических исследований с целью выявления городской структуры городищ Культобе, Ески Туркестан, Сауран, Сидак ата, Шойтобе и др..

На территории музея-заповедника особенно важны археологические изыскания на таких памятниках, как Культобе, Ески Туркестан. На этих древних городищах при археологических раскопках выявлены их границы, архитектурные сооружения, в том числе уникальный для Казахстана храм в виде четырехлистника, ханская ставка с мечетью, древние ворота города Туркестан. В данное время проводятся консервационные работы по сохранению этих архитектурных объектов. Но нужно отметить, что проведение только консервационных работ недостаточно для привлечения потока туристов и посетителей. Нужны реновационные и реставрационные работы по восстановлению шахристана и хозяйственной части города.

Проведение комплексных археологических исследований в Туркестанском оазисе, предполагающие натурное обследование, фотофиксацию и научное описание памятников археологии, снятие подробных топографических планов, шурфовку и зачистку обнажений культурного слоя для получения информации о границах, хронологической позиции и культурной принадлежности памятника, сбор подъемного материала, раскопки на отдельных объектах позволит классифицировать и систематизировать археологические объекты. Выделить комплексы памятников и историко-ландшафтные микрорайоны, изучить топографию памятников в контексте  взаимодействия человека и природы в прошлом.

Результаты исследований будут представлены и обсуждены на научных конференциях, в публикациях, в ряде научных статей, в монографии.

Археологические исследования позволят составить цифровую базу данных паспортов памятников истории и культуры Туркестанского района, что создаст условия в дальнейшем появлению на базе музея-заповедника «Азрет Султан» крупного исследовательского центра.

Появится возможность создания новых и преобразования старых туристических маршрутов по местам нахождения памятников истории и культуры в Туркестанском оазисе.

Поскольку подобный проект будет осуществлен в Казахстане впервые, опыт этих работ может быть использован в других регионах Казахстана с учетом местных особенностей. Опыт приобретенный в процессе данных работ будет ценным источником в дальнейших изысканиях в области музееведения. Особенно это будет важно в музейной работе по привлечению внимания туристов к исследованным и паспортизированным музейным объектам.

 

4.3 Развитие туристических маршрутов

С каждым годом число туристов посещающих музей-заповедник «Азрет Султан» растет. По сравнению с 2011 годом общий рост числа посетителей музея-заповедника вырос на 44 %. Особенно нужно отметить, что в последние годы увеличивается рост числа иностранных туристов из дальнего и ближнего зарубежья. В сравнении с 2011 годом рост числа туристов из за рубежа вырос практически на 34 %, что показывает большую перспективу деятельности в этом направлении. Из этого следует, что интерес к музею-заповеднику «Азрет Султан» повышается с каждым годом. А это требует от музея-заповедника разработку и внедрение  новых перспективных туристических маршрутов.

Первый туристистический маршрут под условным названием «Достопримечательности архитектурного комплекса мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави и древнего Туркестана»

Этот маршрут будет включать в себя прежде всего архитектурный комлекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави и прилегающие к нему исторические сооружения. Если архитектурный комплекс мавзолея не вызывает много вопросов, то пути прохода туристов к другим объектам имеют несколько проблем. При посещении мавзолея туристу в обязательном порядке интересна обстановка того времени, когда жил и творил Ахмед Ясави. К сожалению, в данное время, такую информацию он не может получить в связи со скудностью объектов, которые могли бы ему это дать. А к тем объектам, которые существуют пройти проблематично, из-за отсутствия дорог.

Очень интересен объект городище Культобе. Это место самого раннего городского поселения Туркестан. Он расположен в 700-800 м. от мавзолея. Дорога туда не проложена, сам объект на стадии консервации. Из-за нехватки финансирования работы ведутся очень медленно. Сотрудниками музея уже создан эскиз самого городского поселения. Восстановление (реновация) его архитектурного облика несомненно вызовет огромный интерес у посетителей.

Следующий объект – это городище Ески Туркестан. В данное время археологическими работами удалось выявить Ханскую ставку времен Тауке хана и его мечеть. Мечеть и ханская ставка восстановлена частично, к тому же нет дороги к этим обектам. Объекты Ханская ставка и Мечеть расположены вдоль радиальной улицы в которую входят через ворота Жеты ата (восстановлена) и ведет она к мавзолею Ахмеда Ясави. Проведение комплексных археологических работ позволит восстановить архитектурный облик этой улицы. Скорее всего на этой улице располагались административные здания. Восстановление этих зданий позволит разместить в них экспозиционные комплексы, которые покажут обстановку того времени. Это один из необходимых факторов для привлечения внимания туриста.

Через вторые ворота Такия также турист входит на радиальную улицу, которая приведет его к мавзолею Ходжа Ахмеда Ясави. Облик этой улицы также должен быть восстановлен со всеми атрибутами того времени. Восстановленные строения вдоль этой улицы могут служить торговыми точками по продажам сувениров, соками и водами, ремесленными мастерскими, где турист мог бы своими руками сделать какое-нибудь гончарное изделие или приобрести его у ремесленника. К тому же восстановленный облик средневековой улицы поможет туристу почувствовать себя частью древней истории.

Через третьи ворота Мусалла магистральная улица ведет также к мавзолею Ахмеда Ясави. В данное время улица выложена асфальтовым покрытием, строения по обеим сторонам разрушены. Вдоль этой улицы есть смысл построить строения для отдыха туристов, где необходимо создать соответствующую инфраструктуру.

Улица от четвертых ворот Дарбаза в данное время выложена каменными плитами. Строения этой улицы разрушены временем и восстановлению не подлежит. По историческим источникам здесь был средневековый базар, расположенный прямо у ворот Дарбаза. Полагаем целесообразным, базар этот нужно восстановить по аналогии с Бухарскими, Самаркандскими и Хивинскими базарами. Это объект будет служит не только торговой точкой, но и как экспозиция, показывающая одну из самых интересных частей древнего города. У туристов это вызовет большой интерес.

Следующий объект посещения туристов – музей истории города Туркестана, экскурсия в котором завершает цикл туристического маршрута.

Таким образом, для введения в действие данного туристического маршрута необходимо:

1. проведение комплексных археологических и исторических научно-исследовательских работ непосредственно на территории музея-заповедника Азрет Султан с целью выявления культурно-исторических объектов-памятников;

2. проведение реставрационных и реновационных работ на выявленных памятниках истории и культуры;

3. разработка детального экскурсионного плана с подготовкой гидов и соответствующего экскурсионного текста;

4. постройка сервисных объектов для отдыха туристов;

5. привлечение инвесторов и индивидуальных предпринимателей с целью открытия торговых пунктов по продаже сувениров и другой туристической продукции.

6. разработка и выпуск специальных рекламных проспектов;

Второй туристический маршрут. Как уже указывалось выше, наибольший интерес у приезжих туристов вызывают такие объекты музея-заповедника «Азрет Султан», как Арыстанбаб, Гаухар ана, Укаша ата, Жылаган ата. Кроме этого, за годы независимости были заново отстроены такие памятники, как Жусуп ата и Альходжа ата.

На основе этих памятников планируется разработка и введение в действие маршрута под условным названием «Ясавиведение».

Все эти памятники тесно связаны с жизнью и деятельностью Ходжа Ахмеда Ясави и распространением ислама в Казахстане. В этот туристический маршрут необходимо включить памятники мавзолеи Ибрагим ата и Карашаш ана (соответственно отец и мать Ахмеда Ясави).

Встречать туристов в этом случае целесообразней в г. Шымкенте, откуда маршрут следования пролегает в Сайрам, место рождения Ахмеда Ясави. В Сайраме расположены мавзолеи его отца и матери.

Дальнейший путь туриста ведет в Арыстанбаб (Отрарский район). Арыстанбаб являлся учителем и духовным наставником Ахмеда Ясави.

Следующее место посещения туристов мавзолей Жусуп ата (Икан). Это историческая личность один из любимых учеников Азрета Султана. Согласно легенде Жусуп ата был искусным виноградарем, за что его ценил духовный наставник. К сожалению, в данное время существует только мавзолей Жусуп ата. Целесообразно было бы посадить возле его мавзолея виноградник, плодами которых можно было бы угощать туристов.

Только после посещения указанных памятников туристов везут в Туркестан, где они посещают сам мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.

После экскурсии в музее-заповеднике Азрет Султан туристический маршрут ведет туристов на памятники Гаухар ана и Альходжа ата. Эти исторические личности являлись соответственно дочерью и зятем    

Ахмеда Ясави.  

Следующим объектом посещения туристов является мавзолей Укаша ата и святой колодец. Согласно легендам Укаша ата являлся одним из сподвижников самого пророка и он оказал большое влияние на распространение Ислама в Южном Казахстане. На этом объекте туризма также находится ритуальный колодец, вода которого считается освященной и лечебной. По представлениям местных жителей воду колодец дает только духовно чистым людям.

На данное время объект Укаша ата проходит определенную модернизацию. Выложен асфальт на дороге ведущей к колодцу, построена автостоянка с асфальтовым покрытием, беседка для ожидающих своей очереди к колодцу. Но этого недостаточно. Целесообразно было бы отстроить мечеть, реконструировать сам мавзолей Укаша ата, подвести водопровод к памятнику, провести электролинию, построить караван-сарай (гостиницу) для паломников.

После посещения объекта Укаша ата туристов целесообразно повезти к святому роднику Жылаган ата. Объект очень интересен тем, что родник уникален по своей сути. Замечено, что вода из родника течет только в определенных случаях, например, после прочтения молитвы из Корана. Также поток воды всегда разный. На данном объекте находится горная пещера, размеры которой вызывают у людей некоторое удивление и высокие эмоции. Все эти обстоятельства стали причиной зарождения многих очень интересных легенд и мифов. Объект Жылаган ата находится в глубине горного ущелья, добраться до которого можно только с определенными трудностями. Это также вызывает большой интерес у туристов.

Завершающая стадия маршрута происходит в г. Туркестане, где туристам предлагается отдых и свободное время для осмотра самого города.

Для введения в действие данного маршрута необходимо:

1. проведение научно-исследовательских работ по сбору и обработке всей необходимой информации;

2. обеспечение соответствующим транспортом, пунктами отдыха и питания;

3. развитие туристической инфраструктуры на указанных объектах (строительство гостиниц, пунктов питания, медицинского обслуживания);

4. строительство дорог (особенно нуждается в качественной дороге объект Жылаган ата);

5. обеспечение экскурсоводами;

6. разработка и выпуск специальных рекламных проспектов.

Третий, следующий разрабатываемый туристический маршрут можно назвать «Великий Шелковый путь на территории Южного Казахстана».

Великий Шелковый путь являлся важнейшей торгово-экономической и политической артерией, в свое время связывающий Восток с Западом. Именно благодаря ему на его маршруте сформировались и получили возможность бурно развиваться многие города в Южном Казахстане. Великий Шелковый путь явился тем катализатором, который ускорил процесс формирования народов и государств. Поэтому, данный маршрут важен с точки зрения истории.

Главными городами Великого Шелкового пути в Южном Казахстане были – Тараз, Испиджаб (Сайрам), Отырар, Туркестан, Сауран, Сыганак. Туристический маршрут соответственно предлагается проложить по линии этих городов. Общая протяженность маршрута примерно 600-700 км. С учетом всех обстоятельств временная длительность маршрута предполагается в 4-5 суток. Встречать туристов целесообразно в Таразе, где для этого есть вся инфраструктура (вокзал, автовокзал, аэропорт). Туристический маршрут предполагает ознакомление не только с исторической частью но и с современным состоянием городов. К тому же в этот маршрут можно будет синтезировать и часть вышеуказанных маршрутов, для полноценного ознакомления туристов со всей имеющейся информацией по истории, археологии, этнографии.

По пути следования из Тараза туристы смогут посетить памятники истории и культуры, которые расположены вдоль магистрали Западный Китай-Западная Европа (мавзолеи Карахана и Айша Биби). Нужно учитывать тот факт, что на протяжении всего Шелкового пути города располагались в одном караванном переходе, т.е. примерно 10-15 км. друг от друга. Не все города по пути следования исследованы, поэтому остановку будут совершать только в крупных городах и наиболее исследованных. К таким городам следует отнести: Тараз, Шымкент, Испиджаб, Отырар и его оазис, Туркестан и его оазис, Сидак ата, Каратобе, Сауран, Сыганак.

При посещении данных объектов туристы могут посетить и краеведческие, археологические музеи этих городов. Наиболее интересны музеи городов Тараз, Шымкент, Испиджаб (Сайрам), Отырар, Туркестан.

В самом городе Туркестан имеется 7 музеев. Все они могут быть интересны для туристов.

Группы туристов будут разделены по возрастной, профессиональной, региональной категории. В зависимости от категории групп туристов соответственно будут составлены экскурсионные тексты и несколько видеоизменяться экскурсионные маршруты.

Для изучения круга интересов каждой категории групп туристов должны проводится аналитические исследования, которые должны выявить наиболее интересные для них объекты и информацию.

Для введения в действие данного маршрута необходимо:

1. обеспечение транспортом;

2. проведение научно-аналитических исследований для определения круга интересов каждой категории групп туристов;

3. определение пунктов отдыха и питания для каждой категории групп туристов;

4. проведение историко-археологических исследований по каждому объекту посещения туристических групп;

5. разработка полных экскурсионных текстов, в зависимости от категории групп туристов;

6. разработка и выпуск специальных рекламных проспектов.

Четвертый туристический маршрут с условным наименованием «Архитектура тимуридского периода.». Этот туристический маршрут будет международным. Самые яркие архитектурные сооружения этого периода находятся в городах Узбекистана: Самарканд, Бухара и Хива. Учитывая тот факт, что в этих городах туристическая инфраструктура развита, необходимо в полной мере использовать эти возможности. Также нужно использовать опыт проведения подобных экскурсионных поездок времен Советского Союза. В то время эти туристические маршруты были очень популярны.

Формирование групп туристов предполагается в Туркестане. Для этого есть все возможности, т.е. наличие железнодорожного вокзала, автовокзала, а в будущем и современного аэропорта. К тому же, предположительно основную категорию групп туристов будут составлять граждане Республики Казахстан. Сформированные группы туристов, которые также будут разделены по вышеуказанным категориям, будут отправляться на автобусах к начальной точке экскурсионного маршрута в город Хива. Это примерно более 1000 км. Поэтому, следует заранее предусмотреть пункты отдыха и питания для этих групп.

После Хивы следует посещение Бухары с его старым городом. Затем на очереди будет Самарканд с его древними мечетями и мавзолеями (Гур Эмир, обсерватория Улугбека и т.д.). По пути обязателен заезд в г. Ташкент. Этот город удобен для организации отдыха и питания. Также он интересен своими базарами, где туристы могут совершить покупки по своим интересам. Конечным пунктом этого маршрута будет город Туркестан.

Для введения в действие данного маршрута необходимо:

1. обеспечение транспортом;

2. проведение научно-аналитических исследований для определения круга интересов каждой категории групп туристов;

3. определение пунктов отдыха и питания для каждой категории групп туристов;

4. собирание полной научно-популярной информации по каждому городу посещения;

5. разработка полных экскурсионных текстов, в зависимости от категории групп туристов;

6. разработка и выпуск специальных рекламных проспектов.

Таким образом, при введении вышеназванных маршрутов в действие появится возможность вовлечь в туристический оборот практически все категории граждан Республики Казахстан и гостей из зарубежья.

В то же время нужно учитывать, что для ввода в действие названных туристических маршрутов необходимо экономически просчитать все возможные финансовые затраты. Для каждой категории групп туристов должны быть просчитаны финансовые затраты соответственно их возможностям. Для чего необходимо проведение комплексных социально-экономических исследований.

На основе данных проведенных исследований будут разработаны проекты туристических кластеров, для развития туристического бизнеса и вовлечения бизнес групп в туристическое дело.

Главные финансовые вливания должны быть совершены государством, соответственно они должны будут предусмотрены в государственном бюджете. Это прежде всего, расходы, связанные с научно-исследовательской деятельностью, укреплением материально-технической базы, строительством туристических объектов и расходами на содержание дополнительного обслуживающего аппарата.

 

5. Принципы и механизмы Концепции

Реализация Концепции осуществляется с учетом следующих принципов:

1) обеспечение системности, преемственности и внедрения инновационных подходов при осуществлении мероприятий;

2) использование мирового опыта в сфере туризма, сохранения и пропаганды историко-культурного наследия;

3) внедрение современных инновационных и информационных технологий в сфере туризма, сохранения и пропаганды историко-культурного наследия;

4) улучшение качества предоставляемых туристических услуг для посетителей музея-заповедника (содержательные экскурсии, предоставление научно-познавательной информации, информационно-справочные услуги с использованием цифровых технологий);

5) обеспечение общедоступности археологических, научно-исследовательских и изыскательских проектов, осуществляемых в рамках Концепции.

Механизмами реализации Концепции являются:

1) подготовка Плана мероприятий по реализации Концепции на 2018-2022 годы;

2) осуществление мониторинга реализации мероприятий Концепции на 2018-2022 годы;

3) в целях развития туризма широкая пропаганда культурного богатства страны через средства массовой информации и социальные сети;

4) разработка карт туристических маршрутов и их активизация,

 

6. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Осуществление предлагаемого комплекса мер по реализации Концепции рассчитано на 2018-2022 годы и позволит:

  • укрепить материальную и научную базу музея-заповедника «Азрет Султан»;
  • разработать единый механизм пропаганды историко-культурного наследия страны на мировой арене, учитывающий международные тенденции и направления, особенности культуры и менталитета казахского народа;
  • провести широкомасштабные археологические исследования Туркестанского оазиса;
  • создать условия для посетителей и туристов путем благоустройства и реконструкции исторического облика прилегающей территорий музея-заповедника «Азрет Султан»;
  • пропагандировать национальное историческое наследие на международном уровне;
  • создать условия для развития туризма;
  • наладить деловые контакты с зарубежными научно-аналитическими центрами в сфере культуры и туризма, что будет способствовать эффективно использовать международные тренды данной сферы.

Настоящая Концепция позволит обеспечить сохранность и эффективное использование богатого историко-культурного наследия страны, превратить южный Казахстан в крупный центр туризма, увеличить количество иностранных туристов к 2022 году примерно на 20-25 процентов, создать современную туристическую инфраструктуру и маршруты, преобразовать деятельность в сфере туризма в один из ключевых факторов стратегии устойчивого развития.